Инновации – шаги в будущее

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции, ориентированные на индивидуальные особенности учащегося. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без внедрения инновационных технологий и передовых практик.

Медведицкая средняя школа Жирновского муниципального района – предмет гордости района и области, единственная сельская школа, создавшая авторское пространство инновационного проекта и разработавшая свой уникальный образовательный маршрут, на путь новаторства вступила в 2006 году, когда на базе учреждения открылась первая экспериментальная региональная площадка. Следующие несколько лет для коллектива школы стали очень насыщенными: внедрение здоровьесберегающих технологий, введение ФГОС, апробация интегративной модели государственно-общественного управления, создание общего образовательного пространства в опорной школе и её филиалах. На протяжение шести последних лет учебная организация участвует в эксперименте по теме: «Индивидуализация образовательного процесса в сельской школе».

Накопленный уникальный опыт в этом, безусловно, новом для современного образования направлении был успешно представлен педагогическим коллективом Медведицкой средней школы на специализированной выставке «Образование-2017» в рамках Волгоградского областного образовательного форума.

Проект «Инновационные практики индивидуализации образования, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» вызвал огромный интерес у представителей научного педагогического сообщества и руководителей образовательных организаций региона и получил высокую оценку, удостоившись диплома за второе место. Это событие и послужило поводом для визита к генераторам педагогических идей.

– Инновация в том, что мы со-здаём такое пространство в школе, в котором каждому ребёнку комфортно, интересно и познавательно находиться, – поясняет суть идеи директор школы Людмила Анатольевна Майер. – В школе эта стратегия реализуется через несколько направлений: индивидуальный подход в предмете, специальное педагогическое (тьюторское) сопровождение внеурочной деятельности, развитие талантливых детей, повышение учительского потенциала, организация инклюзивного образования. Директор также добавляет, что в процессе создания программы развития образовательного пространства особое внимание было уделено разработке платформы «Доступная среда» и собственной модели образования, обеспечивающей необходимые условия для практической реализации инклюзии в школе.

Инклюзивное образование – это передовая система обучения, которая нужна детям с особенностями в развитии и здоровье. Цель и смысл инклюзивного образования таких детей в средней школе – это полноценное развитие, самореализация, освоение наряду со сверстниками общеобразовательной программы и важнейших социальных навыков.

Кратко о содержании проекта рассказывает заместитель директора по воспитательной работе Ирина Евгеньевна Железнякова:

– Центральное место отведено разделу «Дидактические и развивающие игры для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов», поскольку игровая деятельность имеет первостепенное значение для обогащения детского развития, коррекции и компенсации дефектов у учащихся названных категорий. На форуме мы наглядно представили весь комплекс развивающих игр, которые используются в рамках данного проекта: «Волшебный шатёр», «Игра с песком», «Мозаика», «Разноцветные дорожки», «Моё воображение», «Логические бусы», «Цветные пары» и др.

О положительном влиянии игр на развитие детей с тяжёлой формой умственной отсталости говорят показатели диагностики познавательных процессов. После проведения развивающих занятий наблюдается повышение уровня развития школьников с интеллектуальной недостаточностью, особенно в общении и мышлении. Ученики с большим желанием выполняют предложенные упражнения. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, и как следствие – стремление быть быстрым, ловким, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. Под влиянием интереса деятельность становится продуктивней. А при умелом руководстве со стороны родителей, учителей и воспитателей игра способна творить чудеса.

В настоящее время в школе созданы необходимые материально-технические условия для обучения детей с ОВЗ и проводятся мероприятия, направленные на организацию инклюзии по всем направлениям: повышение квалификации педагогов на базе Волгоградской госакадемии повышения квалификации, психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями здоровья, создание толерантной среды. Деятельность по выстраиванию комфортных отношений включает анкетирование участников образовательного процесса, мониторинг результатов, проведение акций милосердия и творческих конкурсов, работу с родителями.

Говоря о результатах этой большой и важной работы, помимо главных достижений, как повышение качества успеваемости учащихся, развитие научно-методической базы и рост профессионализма учительского состава, следует указать ещё и то, что дети каждое утро охотно идут в школу, им нравится учиться, ребятня с удовольствием принимает участие в мероприятиях и посещает кружки по интересам, возвращаясь домой только вечером.

Безусловно, путь новаторства нелёгок, и образовательная организация не смогла бы реализовать свои смелые проекты и добиться признания без команды энтузиастов –

педагогов, болеющих за любимое дело, за будущее детей, за систему российского образования и судьбу сельской школы.

Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева неоднократно подчёркивала роль инновационной деятельности в образовательных организациях, говоря, что «на примере отдельно взятых образовательных организаций или целых субъектов Российской Федерации мы можем увидеть, что становится возможным качественный рывок в наиболее значимых сферах деятельности всей отрасли образования».

По словам директора Медведицкой школы, полностью разделяющей это мнение, коллектив образовательной организации, которая по итогам прошлого года заняла первое место в рейтинге независимой оценки качества образования Жирновского района и признана одной из 15 лучших сельских школ региона, не собирается останавливаться на достигнутом. Профессионалы готовы идти дальше, внедрять новые технологии, делиться передовым инновационным опытом, участвовать в экспериментах и с оптимизмом идти в будущее.

М. НЕМИРОВСКАЯ, наш корр.

Добавить комментарий

Войти с помощью: