Масштабные задачи районного образования

Необходимый тон мероприятию задал концертный номер вокальной студии «Акварель», напомнивший присутствующим о приближающемся Дне знаний.
С наступающим праздником работников сферы образования тепло поздравила заместитель главы по социальным вопросам Жирновского района Т. А. Бочкова. Она выразила признательность всем, кто принял участие в ремонте и оснащении учреждений при подготовке к учебному году, и вручила благодарственные письма руководителям коллективов Красноярской СШ №2, Линёвской СШ, Александровской СШ, Красноярского МДС №3 «Смородинка», Медведицкого МДС №1 «Радуга», Жирновского ЦДТ.
С искренними пожеланиями к виновникам торжества обратились председатель Жирновской районной Думы Н. В. Жерновников, священник Храма Святаго Духа Утешителя Владимир Бердик.
Считается, что педагоги – это особая категория людей, для которых профессиональная деятельность сопряжена с огромной социальной ответственностью за текущие преобразования и результаты образовательной деятельности. Поэтому августовское совещание стало площадкой для профессионального общения, обмена опытом, демонстрации успеха и обсуждения проблем. Рабочая часть районного педсовета включала все эти компоненты.
Начальник отдела по образованию О. В. Олейникова представила вниманию коллег отчёт о проделанной работе. Прежде всего руководитель районо отметила, что минувший год, как и предыдущий, оказался непростым, так как проходил в режиме ограничений по коронавирусу, затронувших все аспекты жизни, в том числе и образовательный процесс. Учреждения были вынуждены переходить на дистанционное обучение. Это стало большим вызовом, проверкой на прочность всей системы образования. Но учебные организации показали свою устойчивость, готовность к изменениям и справились со всеми задачами.
Курс развития
Система образования Жирновского муниципального района представлена 10 общеобразовательными учреждениями и 10 филиалами, в которых обучается 3791 человек, а также учреждением дополнительного образования с 2 филиалами, где занимаются 3878 воспитанников. Совместными усилиями удалось достичь определённых результатов по многим направлениям образования. Большое внимание уделено укреплению материально-технической базы и подготовке к учебному году. В 2022 году реализовывались различные проекты, направленные на развитие учреждений и улучшение качества образования. Так, в Линёвской СШ, ДОУ МДС № 2 «Тополёк» г. Жирновска», Красноярском МДС № 3 «Смородинка» заменили кровли; в Красноярской СШ № 2 и Медведицкой СШ благоустроили площадки для проведения мероприятий; в школах №1, №2 г. Жирновска, Линёвской СШ, Красноярской СШ № 1, Красноярской СШ № 2, Александровской СШ, детских садах №5, №8, №9 г. Жирновска поменяли оконные блоки; в Красноярской СШ № 2 и Кленовской СШ провели замену осветительных приборов.
Кроме того, в этом году на базе двух школ Жирновска, Красноярской СШ №1, Нижнедобринской и Линёвской школ, Жирновского ЦДТ создаются 360 новых мест дополнительного образования детей. Для этих целей закуплено оборудование, которое поступает в школы.
В рамках федерального проекта «Современная школа» открыты центры образования естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста» на базах МКОУ «СШ № 1 г. Жирновска» и МКОУ «Красноярская СШ № 1 им. В. В. Гусева».
Линёвская СШ и СШ с углубленным изучением отдельных предметов г. Жирновска участвуют в федеральном проекте «Цифровая образовательная среда».
Вместе с тем вопросы ремонта, благоустройства, материального обеспечения решаются не только за счёт бюджетных ассигнований. Образовательные организации не отказываются от помощи родителей, общественности, меценатов, принимают участие в программе поддержки местных инициатив, грантах и проектах.
В этом году в конкурсном отборе «Детское инициативное бюджетирование» победу одержали Жирновская СШ №1, Линёвская СШ, Красноярская СШ №1 им. В. В. Гусева. Теперь им предстоит воплотить свои задумки в жизнь.
Начальник районо поблагодарила глав поселений, родителей, принявших активное участие в ремонте и благоустройстве образовательных организаций. Благодарственные письма за свой вклад получили: директор ООО «Металлопромснаб» А. В. Молдованов, предприниматель А. В. Ляхов, глава Линёвского городского поселения Г. В. Лоскутов, директор МУП «Линёвский коммунальный комплекс» Н. П. Боровикова, фермер Ю. Ф. Кособоков, глава Медведицкого сельского поселения С. В. Ринг, глава Алешниковского сельского поселения С. Е. Сикидина, заместитель гендиректора ООО «Северстрой» А. О. Ксенофонтов.
Борьба за качество
Основным принципом конкурентоспособности образования является качество. В прошедшем учебном году проведена большая работа по повышению качества образования и получению объективной информации о его состоянии и динамике развития. Главный индикатор качества – государственная итоговая аттестация по программам основного и среднего общего образования.
ГИА-2022 в муниципалитете организовали и провели в соответствии с требованиями безопасности и защищённости, без замечаний и срывов. Однако итоги экзаменационной кампании обнажили уязвимые места в образовательном процессе. Не очень обрадовали результаты девятиклассников. В 2021-2022 году количество выпускников составило 380 человек. В целом испытания показали низкий уровень подготовки выпускников: качество знаний снизилось по всем предметам, а обладателей аттестатов особого образца почти вдвое меньше, чем в 2021 году; 153 человека не смогли преодолеть минимальный порог и сдавали экзамены в резервные дни основного периода; 19 ребят получили неудовлетворительные оценки по трём и четырём предметам и повторно пройдут испытания в дополнительные сроки.
Наименьший процент «неудов» в МКОУ «СШ с УИОП г. Жирновска», первая по количеству пятёрок – МКОУ «Красноярская СШ №1 им. В. В. Гусева». В антирейтинге – Кленовская, Медведицкая и Александровская школы.
Начальник районо назвала несколько причин такого исхода, среди которых не готовность учителей к переоценке своих профессиональных и личностных качеств, необходимых для новых стандартов, и низкий уровень мотивации к получению знаний у некоторых учеников.
Несколько минут докладчица уделила Единому государственному экзамену. В Жирновском районе в 2022 году в основном периоде ЕГЭ участвовали 97 выпускников. 11 ребят добились особых успехов, преодолев отметку в 90 баллов. Лидером по количеству ребят с высокими баллами по ЕГЭ стала жирновская школа с углубленным изучением отдельных предметов, на втором месте – Красноярская СШ №2, отличные показатели в Алек­сандровской СШ. Без аттестатов о среднем образовании остались 4 выпускника. В сентябре их ждёт пересдача. Медаль «За особые успехи в учении» получили 20 обучающихся, но не все подкрепили их хорошими экзаменационными оценками. В отношении работы в направлении повышения успеваемости учеников 11 класса также докладчица озвучила ряд рекомендаций. Завершая этот блок своего выступления, Ольга Валентиновна наградила грамотами «за организацию работы пункта проведения экзамена» И. В. Соболеву (руководитель ППЭ, учитель музыки) и А. Н. Горшунова (программист) из Жирновской СШ №1, Е. А. Мароч­кину (руководитель ППЭ, учитель физкультуры Жирновской СШ №2), С. Н. Тыщенко (учитель физкультуры Медведицкой СШ), Л. А. Иванову (педагог-библиотекарь Жирновской СШ с УИОП), А. Ф. Минха (технический специалист ПАО «Ростелеком»). За качественную подготовку обучающихся, добившихся высоких показателей при государственной итоговой аттестации, отмечена Н. В. Курбанниязова, директор МКОУ «СШ с УИОП г. Жирновска».
Детский сад – детям
Первым звеном российской образовательной системы считается дошкольное образование. Сеть дошкольных учреждений Жирновского района составляют 8 детских садов, 4 филиала, 2 структурных подразделения и 2 группы кратковременного пребывания, в которых воспитывается 1241 детей. МДС №9 «Золотой ключик» и Красноярский МДС №4 «Светлячок» имеют статус комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи и логопедами. Красноярский МДС №4 «Светлячок», МДС №9 «Золотой ключик» и МДС №2 «Тополёк» г. Жирновска работают в рамках федеральной инновационной площадки по развитию качества дошкольного образования. МДС №8 «Семицветик» г. Жирновска, Медведицкий филиал Красноярского МДС №4, Медведицкий МДС №1 «Радуга» – федеральные площадки по апробации программы «Детский сад 2100». На базах Линёвского МДС №2 «Ромашка», Красноярского МДС №3 «Смородинка», Жирновского МДС №8 «Семицветик» действуют региональные инновационные площадки по финансовой грамотности. Всего в дошкольных учреждениях района 1686 мест, но посещает детский сад 1241 ребёнок. Охват дошкольным образованием составляет 54%. Тенденция сокращения численности детей в детских садах и уменьшения количества групп прослеживается на протяжении нескольких лет. Сегодня средняя наполняемость в группах составляет 22 ребёнка. Педагогический процесс в ДОУ обеспечивают 116 педагогов. Доступ­ность дошкольного образования в районе на текущий год составляет 100%, дефицита мест нет.
Показатель успеха
Приоритет в образовании сегодня – это интересы и потребности каждого ребёнка. Создание ситуации успеха для каждого обучающегося – залог формирования и развития преуспевающей социально адаптированной личности. Выявлению и поддержке одарённых детей способствуют многоэтапная система олимпиад, различные конкурсы, соревнования, гранты и поощрения.
Прошедший учебный год оказался богатым на личные рекорды.
В региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников 36 учащихся защищали честь своего района, 13 учеников стали призёрами. За высокие достижения в учёбе, спорте и творчестве губернаторскую стипендию получали 4 школьника: А. Боева, Д. Калякин (СШ №1 г. Жирновска), М. Баранов (СШ с УИОП г. Жирновска), А. Мандрыкина (Линёвская СШ).
Главная роль в системе дополнительного образования по выявлению одарённых детей и развитию их таланта принадлежит Центру детского творчества. В 2021-2022 учебном году в ЦДТ работало 61 объединение, включая платные программы. Общий охват воспитанников, в том числе на базе образовательных организаций города и района, составил 3751 человек. За прошедший год Центр детского творчества провёл 35 мероприятий. Коллективы ЦДТ приняли активное участие в выставках, конкурсах, соревнованиях районного, областного, всероссийского и международного масштаба, в общей сложности – 491 человек. В итоге 471 – признаны победителями и призерами. За творческие успехи стипендиатами главы Жирновского муниципального района в 2021-2022 учебном году стали П. Безуглов и К. Меньшенина.
Не отставали от детей и их наставники. В конкурсах профмастерства приняли участие 8 педагогов, и каждый добился успеха.
Большую роль в организации дополнительного образования детей играют кружки и секции, созданные на базах образовательных учреждений – таких кружков в минувшем году было 448. В них занимались 6674 человека. Также дополнительное образование в 2021-2022 учебном году получали 1108 дошкольников.
Ольга Валентиновна обратила внимание публики на новые проекты, которые дают не только большие возможности для того, чтобы ребёнок мог раскрыть свои таланты, но и получить некоторую материальную поддержку для развития и обучения. Также начальник районо отметила, что в районе сложилась положительная система работы с одарёнными и мотивированными детьми, но есть ряд проблем, на которые нужно обратить внимание.
Главная ценность – кадры
Ни для кого не секрет, что качество образования ребёнка напрямую зависит от качества работы педагога. Образовательную деятельность в школах муниципалитета ведут 308 педагогических работников: 252 имеют высшее образование, 248 – подтверждённую квалификационную категорию. Наработке компетенций у педагогов и формированию у них мотивации к профессиональному росту в районе уделяется должное внимание. В минувшем году 289 человек прошли курсы повышения квалификации. Если говорить в сравнении по школам, то наибольший процент педагогов, аттестованных на квалификационные категории, в Александровской СШ и Кленовской СШ (по 100 %); с высшей категорией – в СШ №1 г. Жирновска (62 %). В школах сохраняется тенденция численного перевеса работников пенсионного возраста и преобладание учителей со стажем. С каждым годом процент увеличивается не в пользу молодёжи. Больше всего молодых учителей в коллективах СШ №1 г. Жирновска и Медведицкой СШ.
В ногу со временем
Новый учебный год ставит перед педагогическим сообществом много задач, успешность ответа на которые будет зависеть от активности и инициативности работников сферы образования.
Ольга Валентиновна отметила, что в 2022-2023 учебном году совместная деятельность будет направлена на введение новых федеральных государственных стандартов начального и основного общего образования с акцентом на получение практических навыков и индивидуальный подход к каждому ребёнку. Важны не только академические успехи, но и развитие личности, и патриотическое воспитание. Этот год несёт в себе много перемен: конкретизирована внеурочная деятельность, введены изменения в ВПР – они станут обязательными для 7 и 8 классов, уже с начальных классов начнутся обучение финансовой грамотности и историческое просвещение, для 10,11 классов учреждён курс «Моя история». В рамках обновлённой концепции патриотического воспитания в школах появились советники директора по воспитанию и взаимодействию с детскими объединениями. В начале учебной недели обязательной стала церемония поднятия Государственного флага. На регулярной основе будет проводиться классный час «Разговоры о важном».
Цель образования – гражданин и патриот
Школа во все времена стояла на страже интересов государства, так как её основная задача – выпустить из своих стен грамотного, законопослушного, любящего свою Родину гражданина.
Пленарное заседание продолжилось чередой докладов.
Заместитель начальника отдела по образованию Е. И. Родионова рассказала о патриотических мероприятиях и их роли в воспитании детей и молодёжи. О содержании воспитательной работы по патриотическому направлению говорила и заведующая МДС №9 «Золотой ключик» М. Б. Косьяненко. Педагог-организатор Красноярской средней школы №1 им. В. В. Гусева Я. С. Картавцева представила опыт работы коллектива по развитию социальной активности. В. В. Прокопенко, учитель технологии МКОУ «СШ с углубленным изучением отдельных предметов г. Жирновска», акцентировала внимание коллег на профориентационной работе в школе и современных подходах.
В ходе конференции лучшие педагоги района были отмечены почётными грамотами главы Жирновского муниципального района, отдела по образованию, ТООП Жирновского района. Также участники встречи поздравляли юбиляров, приветствовали молодых специалистов.
Плодотворное общение зарядило педагогов на новые профессиональные подвиги, совместное творчество и личностный рост, придало новый эмоциональный заряд, который понадобится для достижения поставленных целей.
М. НЕМИРОВСКАЯ, наш корр.
Материал подготовлен в рамках проекта «Сила молодости на пути просвещения»
Фото автора

Добавить комментарий

Войти с помощью: