Образование в борьбе за качество

В преддверии нового учебного года представители педагогического сообщества системы образования Жирновского района собрались в большом зале районного Дома культуры на традиционную августовскую конференцию, чтобы проанализировать итоги ушедшего года и обозначить перспективы. Прежнее совещание педагогических работников из-за сложной эпидемиологической обстановки проходило онлайн, на этот раз встреча состоялась в очном формате, но при ограниченном количестве участников с соблюдением всех санитарных требований.
На мероприятии присутствовали представители районной власти, главы городских и сельских поселений, директора образовательных организаций, молодые специалисты.
Открыл ежегодный педсовет глава района Александр Фёдорович Шевченко. Выразив сожаление о том, что приходится общаться в стеснённых условиях и говорить о своих достижениях и идеях в узком кругу, он поблагодарил педагогов за большую, активную работу по подготовке учреждений к учебному году, оперативное и эффективное решение актуальных вопросов:
– В этом году в образовательных организациях строили площадки для проведения мероприятий и для спортивных занятий, создавали пространства «Точек роста», ремонтировали кровли, сделали очень много важных дел. Школы справились с этими задачами блестяще.
Глава района вручил благодарности за своевременную и качественную подготовку учреждений коллективам Жирновской СШ с углубленным изучением отдельных предметов, Красноярской СШ № 1, Линёвской СШ, Алешниковского филиала Медведицкой СШ, Нижнедобринского филиала Линёвского МДС № 2 «Ромашка», Медведицкого МДС «Радуга», Александровского филиала Жирновского МДС № 8 «Семицветик».
Александр Фёдорович пожелал педагогам здоровья и профессиональных успехов, а также поблагодарил родителей за посильное участие в жизни образовательных организаций, а глав поселений – за деятельную помощь и поддержку. Слова признательности за вклад в развитие образования звучали в этот день и в адрес индивидуальных предпринимателей, руководителей предприятий, благотворителей.
С новым учебным годом участников конференции поздравил председатель районного парламента Н. В. Жерновников, который обратил внимание на умение учителя ориентироваться в изменяющихся условиях, ведь социальные сети и различные мессенджеры стали неотъемлемой частью жизни педагога и прочно вошли в образовательный процесс. Николай Викторович пожелал коллегам плодотворной работы, творчества, профессионального роста, семейного благополучия, интересного отдыха.
Прекрасным дополнением к торжественным речам стали творческие номера вокальной студии «Акварель» Жирновского ЦДТ.
Основной темой августовской конференции стало качество образования. С точки зрения ученика, качественное образование – глубокие прочные знания по предметам и успешное прохождение ЕГЭ. Для родителей оно ассоциируется с хорошо оснащённой школой и профессионализмом педагогов. Учителя считают, что высококачественное обучение предполагает индивидуальный подход к детям, реализацию творческого потенциала учителя и мудрое руководство школой. Общее представление о соответствии образования в Жирновском районе потребностям личности, общества и государства участники и гости получили в пленарной части собрания.
ВПР на страже качества
Сравнительный анализ ключевых характеристик провела заместитель начальника отдела по образованию Е. Ю. Мальцева.
С целью определения соответствия требованиям Федеральным государственным образовательным стандартам и мониторинга оценки уровня освоения образовательных программ учащимися в стране ежегодно проводятся Всероссийские проверочные работы.
Масштабная проверка знаний охватила и Жирновский район. В этом году в ВПР приняли участие школьники 4-8 и 10-11 классов десяти школ. Четвероклассники писали контрольные работы по русскому языку, математике, окружающему миру. Пятые классы – по русскому языку, математике, истории, биологии. У шестых – к этому перечню добавились география и обществознание, а в список испытаний семиклассников кроме предыдущих дисциплин вошли физика и иностранный язык. В восьмых классах в набор предметов включили химию. 10-11 классы проходили проверочные работы в режиме апробации. Десятым – досталась география, одиннадцатым – история, биология, география, физика, химия, иностранный язык.
Итоги проверки в целом выглядят неоднозначно: по некоторым предметам они лучше региональных, по другим – чуть хуже. В трёх школах часть результатов признана сомнительной. Таким образом, ВПР являются хорошей диагностикой и служат поводом к оказанию школам методической помощи для улучшения уровня образования.
ЕГЭ и ГИА – показатель успеха
Ещё одним способом контроля качества образования стала государственная итоговая аттестация. В Жирновском районе в 2021 году 370 выпускников 9 классов в соответствии с утверждённым регламентом проходили ГИА-9 в форме основного госэкзамена и выпускного госэкзамена по русскому языку и математике. Экзамены по предметам по выбору были заменены на контрольные работы. Для того, чтобы подготовить ребят к процедуре ГИА и повысить качество усвоения учебного материала, в школах проводили вводные и промежуточные тестирования, репетиции. Также девятиклассники проходили обязательное итоговое собеседование по русскому языку. В нём участвовало 369 школьников. Все ребята получили зачёт и допуск к экзаменам. По итогам испытаний аттестат особого образца вручили 45 ученикам. 11 учеников окончили сессию с неудовлетворительными оценками. Этим выпускникам представлена возможность ещё раз попробовать свои силы осенью.
В ГИА-11 в Жирновском районе участвовали 139 выпускников 2021 года и 6 выпускников прошлых лет. Для 25 ребят, не планировавших поступление в вуз, были организованы выпускные экзамены по русскому и математике. 113 участников, решивших учиться в учреждениях высшего звена, писали ЕГЭ по русскому языку. Одна выпускница с ОВЗ сдавала госэкзамен по выбору. Экзаменационную кампанию не прошли только трое выпускников.
В целом результаты ЕГЭ-2021 года свидетельствуют об улучшении всех показателей и повышении качества подготовки школьников. Несмотря на прогресс по сравнению с 2020 годом, показатели ЕГЭ в Жирновском районе в целом уступают средним региональным и российским значениям, к тому же в этом году у нас вовсе не оказалось стобалльников. Но повод для гордости всё же имеется: семь выпускников из Жирновской СШ № 1 и Жирновской СШ с УИОП на ЕГЭ по русскому языку получили по 90 баллов.
В этом году 35 выпускников района удостоились медалей за особые успехи в учении, подтвердив свои оценки в аттестате результатами ЕГЭ. В минувшем году медалистов было 29.
Безусловно, образованию Жирновского района есть к чему стремиться. Перед педагогами государство и общество ставят важнейшую задачу – дать детям фундаментальные знания по ключевым предметам и научить применять их в жизни, создать условия для раскрытия их способностей с целью раннего профессионального определения, помочь детям, испытывающим трудности с обучением.
Всё начинается с детского сада
В основу образовательного процесса ставится познавательная потребность ребёнка. Это ценнейшее качество зарождается в дошкольном возрасте, когда малыши проявляют любопытство, а развивать его помогают воспитатели дошкольных учреждений.
О борьбе за качество образовательных услуг в системе дошкольного образования Жирновского района на конференции рассказала методист по дошкольному воспитанию Центра сопровождения образовательных организаций С. В. Кузьмичёва.
Федеральный закон об образовании определяет воспитание учащихся составной частью образовательных программ. Поскольку в детском саду воспитательная работа итак тесно связана с образовательной деятельностью, педагогам рекомендуется делать акценты на социализации и развитии детей в организации. На дошкольном этапе у малышей нужно воспитывать патриотизм, заботливое отношение к природе, уважение к памяти защитников Отечества, к труду, старшему поколению, законам и к себе. Всё это теперь отражается в годовых программах воспитания.
Сеть дошкольного образования Жирновского района представлена 8 детскими садами, 2 структурными подразделениями, 5 филиалами, 2 группами кратковременного пребывания, которые посещают 1967 детей. В муниципалитете доступность дошкольного образования – 100%. Свободные места есть во всех поселениях. За 2021 год выдано 225 направлений в ДОУ. Однако с каждым годом приток детей в детские сады снижается, а значит – сокращается и число групп. Педагогический процесс осуществляют 128 сотрудников. Примерно треть из них – с высшим образованием, 11 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 41 – первую категорию.
Статистика показывает, что вопрос повышения квалификации по-прежнему актуален. Для профессионального роста воспитателей проводят курсы, тематические семинары, методобъединения, творческие отчёты, совещания, ярмарки идей. Для развития дошколят, выявления одарённых детей, пропаганды патриотизма в районе организуют различные конкурсы и фестивали. Такой подход приносит хорошие плоды. Воспитатели и коллективы занимают призовые места в региональных и всероссийских конкурсах.
В трёх дошкольных организациях ведётся мониторинг качества образования в рамках работы федеральных инновационных площадок. Оценка качества образования определяется посредством диагностики в начале и в конце учебного года. Сравнительный анализ показывает рост усвоения детьми программного материала.
Результат воспитания – гражданин и патриот
В контексте задач государственной политики России тема гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи приобретает особое звучание в связи с необходимостью повышения качества воспитательной работы в школе.
С. П. Дорофеева, учитель истории и обществознания МКОУ «Линёвская СШ», начальник муни­ципального штаба Всероссийского патриотического движения «Юнармия», рассказала о духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании молодёжи в условиях школы. Она подчеркнула, что процесс воспитания на современном этапе – это взаимодействие. Простое навязывание истин уже не актуально. Учителю важно заинтересовать детей, стать другом и наставником. Показателен опыт Линёвской школы, которая несколько лет работает по программе патриотического и духовно-нравственного воспитания «Мы помним подвиг твой, солдат» и действует в рамках экспериментальной площадки, основываясь на трёх элементах: православие, патриотизм, семейные ценности. На базе школы действуют два волонтёрских отряда и юнармейский отряд.
Следующий докладчик – исполняющая обязанности директора МКОУ «СШ №1 г. Жирновска» С. В. Хадиева – поделился опытом, как через школьные общественные объединения реализовывается задача по воспитанию гражданской активности, социального лидерства, законопослушности и ответственности.
Школа делает акцент на построении культуры демократических отношений между педагогами и учащимися. Воспитание учащихся в духе свободы, демократии, личного достоинства требует развитого школьного самоуправления. Здесь убеждены, что общественная деятельность способствует социализации школьника, приобщает к активному преобразованию действительности. С 1992 года в учреждении работает детское объединение школьная республика «Радуга» в рамках долгосрочной программы «Радуга успеха», ориентирующей на самостоятельную творческую деятельность. В школьной республике отражается структура современного общества, что помогает детям адаптироваться в жизни. Молодёжь активно интересуется и зачастую хочет наравне со взрослыми участвовать в общественных процессах. Проект «Вместе на выборы», а также муни­ципальная площадка по развитию социальной активности и лидерских качеств «Я – лидер» способствуют формированию самостоятельности, мировоззрения ребят, раскрытию талантов и предоставляют возможности проявить себя. А сотрудничество с Российским движением школьников позволяет любому ученику достигать успеха на самом высоком уровне.
О том, как воспитать социально активную личность через школьное добровольчество и волонтёрство, говорили педагоги и их подопечные ученики Медведицкой средней школы. В учреждении со­зданы благоприятные условия для учебно-воспитательного процесса. Педагогам и учащимся есть чем гордиться. Достижения взрослых и детей, сотрудничество, партнёрство с общественными и волонтёрскими объединениями, экспериментальные площадки, работа в рамках нацпроекта «Образование». Всё это даёт большие возможности для решения воспитательных задач.
Растим таланты
Педагог, увлечённый своим делом, непременно мечтает о том, что из его воспитанников получатся в будущем талантливые люди, настоящие творцы. И чем шире у ребёнка будет диапазон возможностей для пробы и применения творческого потенциала, тем больше вероятность для него найти своё любимое занятие. Как достичь успеха для каждого ребёнка, поделилась методист МБУ «Жирновский ЦДТ» Н. В. Васюткина.
Стандарт качества дополнительного образования в ЦДТ определили своеобразной формулой как результат сложения ключевых аспектов учебно-воспитательного процесса: конкурентоспособность, эффективность, достоверность. С целью повышения качества образования детей запущен процесс обновления дополнительных общеразвивающих программ с обязательным включением воспитательного компонента в содержание по направлениям: гражданско- патриотическое, профессионально-личностное, социально-личностное. Готовы к внедрению комплексные программы, сочетающие в себе различные направленности. В планах разработка проектов ранней ориентации для учащихся 6-11 классов. Прошли апробацию 9 адаптированных программ для детей с ОВЗ с охватом 36 человек. В новом году особенные дети будут обучаться по 8 программам художественной и туристско-краеведческой тем.
Не секрет, что качество обучения и воспитания напрямую зависит от качества подготовки кадров. В Жирновском ЦДТ сложился высокопрофессиональный коллектив. Педагоги неустанно повышают своё мастерство, делятся опытом и получают признание на региональном и всероссийском уровнях. Под их наставничеством более 862 учащихся смогли раскрыть свои способности и таланты, участвуя в конкурсном движении и соревнованиях.
Тем не менее, для более качественного образования и воспита­ния детей инфраструктура доп­образования требует обновления и финансовых вложений. Для увеличения охвата детей в районе были созданы и оборудованы 8 мест на базе школ для 450 учащихся. В новом учебном году появятся 3 места с охватом 275 человек. Выделено время для организации занятий в филиалах района с охватом более 200 учащихся.
Для определения уровня образования учащихся в ЦДТ провели независимую оценку в форме анкетирования родителей на предмет удовлетворённости качеством обучения. Большая часть родителей довольна работой образовательной организации.
По сложившейся традиции на августовском совещании приветствовали молодых специалистов, заступающих на трудовую вахту с 1 сентября. От имени мудрых и опытных наставников слова напутствия коллегам произнесла руководитель районного клуба молодых педагогов «Мой стиль» А. А. Шерешилова. Также участники почтили память учителей, ушедших из жизни в минувшем году.
Всё же мероприятие закончилось на мажорной ноте, ведь время не стоит на месте, педагогам предстоит решать непростые задачи, переживать, сомневаться, но верить в удачу, укреплять славное школьное братство, добиваться успеха.
М. НЕМИРОВСКАЯ, наш корр.
Фото автора

Добавить комментарий

Войти с помощью: