Образование: курс на реформы

В течение многих лет в последние дни лета педагоги района встречаются на ежегодной августовской конференции. Её называют особой традицией, согретой теплом последних летних дней и любовью к профессии. В большом зале районного дома культуры 28 августа вновь собрались учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, руководители образовательных организаций, а также руководство района, главы поселений, делегация преподавателей Волгоградского социально-педагогического университета, ветераны педагогического труда и представители общественности.
С приветствиями к работникам образовательной сферы обратился глава Жирновского муниципального района Александр Фёдорович Шевченко.
– Образование Жирновского района находится на высоком уровне, и это заслуга наших учителей, преподавателей и педагогов, которые несмотря на проблемы и сложности преданы своему делу, – подчеркнул глава района.
Александр Фёдорович поблагодарил тружеников образовательной сферы за работу, профессионализм и любовь к детям, поздравил педагогов с началом нового учебного года и вручил грамоты руководителям коллективов образовательных организаций за своевременную и качественную подготовку к учебному процессу, а также отметил лучшие коллективы дошкольных учреждений.
В свою очередь начальник отдела по образованию О. В. Олейникова передала главе района Благодарственное письмо регионального комитета образования, науки и молодёжной политики за создание условий для профессионального роста педагогических работников.
О том, что августовская конференция – это возможность совместно проанализировать результаты деятельности за минувший год и определить векторы движения на год предстоящий, говорила О. В. Олейникова:
– Традиционно перед началом учебного года мы обсуждаем наиболее важные направления развития муниципальной системы образования, рассматриваем степень решения задач, поставленных в посланиях, Указах и поручениях Президента России Владимира Путина, обозначенных в государственной программе «Развитие образования» до 2020 года. Прошедший учебный год знаменателен тем, что всё педагогическое сообщество приступило к реализации нацпроекта «Образование», который включает в себя десять федеральных проектов, охватывающих все уровни образования.
Основные аспекты образовательных реформ начальник районо осветила в своём докладе.

Первая ступень образования
Свой доклад Ольга Валентиновна начала с характеристики системы дошкольного образования, обратив внимание присутствующих на одну из проблем: последние годы чётко прослеживается тенденция сокращения количества групп. Число желающих попасть в детский сад ежегодно уменьшается. В 2019 году выдано только 305 направлений.
В настоящее время дошкольные учреждения посещают 1583 ребёнка. Всего же в детских садах района 1967 мест.
Вместе с тем в дошкольном образовании района остро стоит вопрос о повышении уровня квалификации работников. Поскольку из 142 педагогов, осуществляющих образовательно-воспитательный процесс, только треть имеет высшее образование и половина – квалификационную категорию. Для исправления ситуации предпринимаются конкретные шаги: сотрудничество с детскими садами других районов, участие в межмуниципальных семинарах-практикумах, сеансах видеоконференцсвязи межрегионального проекта «Школа образовательных стандартов». Кроме того, каждый педагог может продемонстрировать свои идеи, находки и достижения в конкурсах педагогического мастерства. Уникальной площадкой для профессионального общения и обмена опытом является областной образовательный форум. Детские сады № 9 и № 2 города Жирновска приняли участие в специализированной выставке форума «Образование – 2019» и заняли призовые места в номинации «Лучшие практики в реализации новых методов обучения и воспитания».

В системе образования дошкольников ведётся работа по воплощению в жизнь регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», направленного на создание условий для повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей путём предоставления услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих образование в семье. В ходе реализации проекта необходимо достичь определённых показателей в первую очередь по количеству услуг. С этой целью на базе образовательных организаций созданы консультационные центры, определён состав квалифицированных педагогов. Все обращения родителей фиксируются в журналах регистрации. За четыре последних месяца оказано 970 услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи. Сто процентов обратившихся граждан положительно оценили качество услуг – второй важный целевой показатель.

В ногу со временем
Одним из центральных проектов в структуре нацпроекта «Образование» является проект «Современная школа», направленный на создание таких условий, в которых образовательный процесс будет проходить на качественно новом уровне, уменьшая разрыв между городскими и сельскими школами. В образовательных организациях нашего региона воплощается в жизнь в форме центров образования гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста». Такой центр создаётся в Медведицкой сельской школе. Классы оснащают ультрасовременным оборудованием. Во внеурочное время «Точка роста» станет местом для развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности населения, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родителей. В дальнейшем планируется участие в проекте 50 % школ.

Главное – качество
Формирование муниципальной многоуровневой системы оценки качества образования является приоритетным направлением развития системы образования в целом.
На сегодняшний день качество образования в Жирновском районе находится на довольно высоком уровне. Об этом говорят цифры статистики успеваемости школьников. В рейтинге школ по качеству обучения первое место занимает Жирновская СШ № 2, второе – Жирновская СШ № 1, третье – Жирновская СШ с УИОП.
Ещё одним способом оценки степени и уровня освоения образовательных программ школьниками являются Всероссийские проверочные работы. В апреле 2019 года все 10 школ приняли участие в проведении ВПР для 4-6 классов в штатном режиме. Результаты ВПР очень разнятся и по школам, и в целом по району. По одним предметам они лучше региональных, по другим – чуть хуже. Но важно то, что жирновские школы не фигурируют в рейтинге учреждений с необъективными результатами ВПР.
В режиме апробации ВПР для учащихся старших классов участвовали 8 школ. Наиболее активно контроль знаний по предметам проводили Александровская СШ, Линёвская СШ, Красноярская СШ № 1 им. В. В. Гусева, Красноярская СШ № 2.
К сожалению, не все школы района предоставили возможность учащимся объективно оценить свои знания, а педагогам – наметить пути для коррекции уровня знаний и умений. В наступившем учебном году предстоит работа над ошибками
в этом направлении.

Проверка знаний
Говоря о качестве образования, нельзя обойти вниманием государственную итоговую аттестацию.
В 2019 учебном году все девятиклассники были допущены к итоговой аттестации. Аттестат особого образца получили 39 выпускников. Успешнее всего в этом году учащиеся сдали математику, русский язык, обществознание, биологию, историю, литературу, ИКТ.
В ГИА-11 в этом году в основной период участвовали – 169 выпускников. Порадовали итоги экзаменов по географии, литературе, биологии. Медаль «За особые успехи в учении» получил 21 выпускник, это вдвое меньше, чем в предыдущем году. Причиной тому стал вступивший в силу в начале нынешнего года федеральный закон об аттестатах особого образца, согласно которому для получения медали обязательные предметы нужно сдать не ниже, чем на 70 баллов. Изначально планировалось 40 отличников, но в отдельных школах не подтвердили свои аттестаты более 50% выпускников.
– Говоря о результатах аттестации выпускников, мы вынуждены признать, что в прошедшем году они несколько хуже. По ряду предметов мы не дотянули до уровня региона. Поэтому каждый учитель, школы, методические объединения должны проанализировать причины промахов, наметить пути повышения качества образования, – подчеркнула Ольга Валентиновна и поблагодарила наставников, чьи ученики показали высокие баллы.

Учитель будущего
Ключевым проектом в образовательной реформе назван Федеральный проект «Учитель будущего», согласно которому не менее половины учителей должны пройти переподготовку. Национальная система учительского роста предполагает и новую модель построения карьеры, не вертикальную, а горизонтальную. Сейчас в образовательной среде обсуждаются новые должности педагогических работников, отражающие их профессиональные успехи. В целом кадровый состав сохраняет высокий уровень профессионализма и ответственности за результаты своего труда. Педагоги района работают творчески, используют, умело сочетая, традиционные и инновационные педагогические технологии.
Повышение профессионально-педагогической компетентности работников образования осуществляется на курсах повышения квалификации. В 2018-2019 учебном году их прошли 207 педагогов.
Эффективным способом профессионального совершенствования также стали учебно-практические семинары. С целью накопления и распространения позитивного педагогического опыта, методического сопровождения образовательных учреждений и педагогов работают муниципальные и региональные пилотные площадки. Широкому внедрению в практику новых интересных методик и подходов к преподаванию, развитию профессиональных компетенций способствуют профессиональные конкурсы.
В текущем году одним из финалистов областного конкурса «Лучший педагог дополнительного образования – 2019» стала
И. И. Бойкова, победу в региональном конкурсе презентаций профессиональных достижений «Формула успеха» одержала
Н. В. Васюткина.
На областном конкурсе «Учитель года» Жирновский район представляла учитель начальных классов Красноярской СШ № 1
Е. В. Арханова. Учитель английского языка Жирновской СШ № 2 А. В. Беляевская получила Грант президента.
Огромным подспорьем в работе стали сеансы видеоконференцсвязи в рамках программы «Гимназический союз России». Коллектив МКОУ «СШ № 1 г. Жирновска», являющийся куратором проекта в нашем районе, вошёл в ТОП лидеров Программы в 2018-2019 году, в «активной двадцатке» проекта занял второе место в России.

Как вырастить таланты?
Каждый ребёнок по-своему талантлив, и поэтому задача учителя –
работать с каждым. В помощь
педагогам разработан федеральный проект «Успех каждого ребёнка», который объединяет в себе три направления: дополнительное образование, профориентация и поддержка талантливых детей.
Одарённых детей у нас в районе очень много. Для них проводят районные мероприятия. В течение учебного года школьники участвовали в предметных олимпиадах, спортивных состязаниях, творческих конкурсах, показали хорошую подготовку. Всех победителей и призёров чествовали на празднике «За честь Жирновского муниципального района».
К сожалению, заметно поредели ряды победителей и призёров Всероссийской олимпиады школьников. В этом году в регио-нальном этапе отличились всего
6 человек. Впервые за последние 5 лет в негласном рейтинге среди муниципалитетов наш район уступил лидерство. Перечень предметов, где район занимает ведущие позиции, сократился до двух: физкультура и технология. В областной этап прошли 49 человек, а на испытание поехали всего 28.
– Это значит, что педагог не замотивировал ребёнка, не смог убедить родителей. А ведь индивидуальный подход, персональный образовательный маршрут, проектная деятельность – это то, что ждёт среднюю школу уже в ближайшее время, – подчеркнула начальник районного отдела по образованию.
Огромная роль в реализации проекта «Успех каждого ребёнка» отведена дополнительному образованию. В Жирновском районе образовательную деятельность по художественному, социально-педагогическому, техническому, физкультурно-спортивному направлениям осуществляет центр детского творчества. В минувшем учебном году в его формированиях занимались 3453 воспитанника. Достижения педагогов и воспитанников ЦДТ в конкурсах, выставках и соревнованиях от районного до международного уровня вызывают гордость.
В своём докладе о реализации нацпроекта О. В. Олейникова упомянула и о других важных для образовательных организаций программах, таких как проект «Цифровая среда», предполагающий внедрение в школы высокоскоростного интернета и электронных сервисов, а также проект «Социальная активность», внедряемый с целью развития добровольчества. И это только первые шаги. В ближайшей перспективе педагогическому сообществу предстоит решить ещё немало задач по переходу на Федеральные образовательные стандарты основного общего образования.
По традиции на августовской конференции приветствовали молодых специалистов, пополнивших учительские ряды, чествовали ветеранов, отдавших десятки лет образованию и достигших высокого мастерства в профессии, а также поздравляли педагогов, встретивших свои юбилеи педагогической деятельности.
Встреча прошла ярко, насыщенно, интересно, вдохновив
педагогических работников на новые свершения.
М. НЕМИРОВСКАЯ, наш корр.
Фото автора

Добавить комментарий

Войти с помощью: