ОСАГО станет доступнее для волгоградцев

С 1 января 2018 года на рынке автострахования вводится несколько важных законодательных изменений. Кроме того, Верховный суд России в своем Постановлении разъяснил основные вопросы, связанные с применением федерального законодательства об ОСАГО. Что изменится для автомобилистов в 2018 году и как это скажется на ситуации с автострахованием в Волгограде, читайте в нашем обзоре.

Мошенникам почти не оставили лазеек

Ключевое нововведение состоит в том, что с 1 января 2018 года так называемый «период охлаждения», когда автовладелец может отказаться от навязанной дополнительной страховки, будет увеличен и составит 14 дней. Для волгоградцев это будет как нельзя кстати, поскольку большинство полисов ОСАГО на территории нашего региона продается с нагруженным дополнительным страхованием.

Напомним, на такое нарушение законодательства страховые компании идут из-за высоких, по их словам, убытков, которые формируются в Волгоградской области из-за активной работы так называемых автоюристов. Заключая договоры на уступку прав требования выплат с автовладельцами, они отсуживают у страховщиков немалые суммы, причем часто речь идет о поддельных ДТП и протоколах. Из-за этого наш регион признан чуть ли не самым «токсичным» субъектом РФ в сфере страхования автогражданской ответственности. В организации таких мошеннических схем подозреваются два депутата гордумы Волгограда – подробнее об этом читайте здесь.

В общем, не удивительно, что федеральные компании предпочитают просто не продавать на территории Волгограда полисы ОСАГО и придумывают различные трудности для волгоградцев. Когда «период охлаждения» составлял 5 дней, страховые компании научились хитрить и обходить это требование: при заключении договора ОСАГО страховщик выдавал клиенту бланк полиса на руки только через неделю. Таким образом автовладелец лишался возможности отказаться от навязанного страхования.

По мнению  главы волгоградского отделения общественной организации «Движение автомобилистов», члена регионального штаба ОНФ Армена Оганесяна, теперь, после продления срока отказа от навязанного страхования, компании вряд ли прибегнут к новым ухищрениям и будут вынуждены заключать чистые ОСАГО. С трудом, но работает сейчас и система покупки электронных полисов, говорит эксперт.

– Ситуация кардинально улучшится, когда страховщики и страхователи будут честны друг с другом, – считает Оганесян. – Страховщики лукавят, что несут убытки, потому что пока они все равно в плюсе. Просто им хочется больше прибыли. Со своей стороны некоторые автовладельцы продолжают мошенничество.

Напомним, в прошедшем году уже вступили в силу поправки в федеральное законодательство, которые несколько улучшили ситуацию в стране с доступностью ОСАГО и  в нашем регионе в частности. С 27 апреля 2017 года страховые компании добились замены страховых выплат на так называемый восстановительный ремонт. Теперь все легковые автомобили физлиц (а также зарегистрированные на ИП) восстанавливают нанятые страховщиками сервисы – так автомошенников пытаются лишить доступа к реальным деньгам.

Исключение составляют владельцы авто, которые зарегистрированы за пределами РФ, инвалиды, а также граждане, которым в результате ДТП причинен вред здоровью. Они по-прежнему могут требовать деньги. Если автомобиль не подлежит восстановлению или его восстановление обойдется дороже 400 тыс. рублей(максимальная сумма возмещения) и потерпевший отказывается доплачивать разницу, он также может потребовать у страховой деньги.

– Ситуация стала лучше. Думаю, постепенно мы в регионе придем к цивилизованному рынку ОСАГО, – отмечает юрист Юрий Белоусов. – После того как  с рынка убрали «монеты» и перешли к восстановительному ремонту, сразу ушло много жуликов. Теперь уже автоюрист – это не синоним мошенника. Однако появляются новые проблемы, в частности, качество ремонтов. На мой взгляд, заявления станций техобслуживания о том, что производить восстановительный ремонт им невыгодно, несколько лукавые. Так же, как и лукавят страховщики, жалуясь на убытки. Система, конечно, усложнилась, потому что появилось три стороны: страховщик, исполнитель и потерпевший. Если на японскую машину ставят китайскую запчасть, страдает потерпевший.

Верховный суд уточнил

26 декабря 2017 года Пленум Верховного суда (ВС) РФ выпустил Постановление (№58) о применении судами законодательства об ОСАГО, в котором разъяснил общие  моменты в спорах страховщиков, страхователей и участников ДТП. Напомним, российские суды обязаны прислушиваться к мнению судей ВС РФ. Приводим наиболее интересные моменты, которые будут полезны всем автомобилистам.

Теперь автомобилисты, столкнувшиеся с мошенниками и купившие поддельный электронный полис ОСАГО, будут признаваться добросовестными исполнителямитребований законодательства.

– Следует иметь в виду, что сообщение профессионального объединения страховщиков об отсутствии в автоматизированной информационной системе данных о страховом полисе само по себе не является безусловным доказательством неисполнения обязанности по заключению договора страхования и должно оцениваться наряду с другими доказательствами, – сказано в Постановлении.

Кроме того, если в полисе содержатся недостоверные сведения об автомобиле, что привело к снижению тарифа по ОСАГО, это не будет являться основанием для признания такого договора незаключенным, а следовательно, это не освобождает страховую компанию от выплаты возмещения.

Если страховая компания не заявила о хищении бланков ОСАГО в полицию (до даты страхового случая), то она обязана будет выплатить ущерб по ДТП обманутым автомобилистам, которые купили похищенные бланки у мошенников под видом настоящего полиса ОСАГО.

Однако теперь человек, купивший «битое» авто, не сможет получить по нему страховую выплату.

– Следует учитывать, что заключение договора купли-продажи транспортного средства и его передача покупателю не влекут переход к покупателю права на получение страхового возмещения, – говорится в Постановлении.

Судьи Верховного суда напоминают, что в России действует прямое возмещение убытков при ДТП, то есть потерпевший получает компенсацию от своего страховщика. Но если ДТП произошло до 26 сентября 2017 года, тогда происшествия рассматриваются по старым правилам, когда потерпевший обращается в страховую компанию виновника.

Однако если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО, то прямое возмещение ущерба невозможно. Тогда потерпевший должен самостоятельно взыскивать ущерб с виновника ДТП.

При обращении в страховую за компенсацией можно указать расходы, связанные с эвакуацией автомобиля, а также оценить причиненный жизни и здоровью вред. Правда расходы, связанные с лечением, будут возмещаться профессиональным объединением страховщиков, а если компенсации будет недостаточно, то виновником ДТП. Если проблемы со здоровьем возникли после ДТП и вы о них не знали, можно будет обратиться в страховую виновника. А уже после того, как ваша страховая компания выплатит вам ущерб, она взыскивает выплаченную сумму со страховщика виновника ДТП.

Полезно знать

Кстати, общий порядок оценки ущерба предусматривает несколько этапов. Во-первых, осмотр страховой компанией автомобиля после ДТП должен быть произведен в течение 5 рабочих дней. Фактически за эти 5 дней  компания направляет потерпевшему уведомление, в котором указывает время и место осмотра. Если автомобилист не согласен с оценкой страховщика, в течение 20 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней) должна быть проведена независимая оценка.

Также важно помнить, что по договору ОСАГО возмещаются не только убытки, связанные с порчей автомобиля, но выплачиваются компенсации за повреждение груза и другого имущества, например, оборудования АЗС, дорожных знаков, ограждений. Утрата товарной стоимости также подлежит возмещению. Например, если в результате ДТП преждевременно ухудшается внешний вид авто или снижается прочность отдельных узлов и агрегатов автомобиля. Впрочем, если разница между выплатой страховой и требованиями истца составляет менее 10%, то это считается статистической погрешностью и суд такой иск отклонит. При этом утраченная товарная стоимость не будет учитываться при определении этой разницы.

Страховая компания теперь не сможет отказать в выплате тем автомобилистам, кто не указал в полисе ОСАГО наличие прицепа. Однако, как говорится в Постановлении ВС РФ, страховщик имеет право регресса (требование о возмещении уплаченной суммы – ПРИМ РЕД.) к виновнику ДТП.

Верховный суд также напоминает, что, если виновником ДТП признан водитель, не указанный в страховке, страховая компания не освобождается от выплаты, так как страхуется именно  риск, связанный с эксплуатацией конкретного транспортного средства. Если случилось ДТП с участием нескольких машин и суд до конца не смог установить степень вины каждого участника, в этом случае выплату потерпевшему обязаны произвести страховые компании всех виновников в равных долях, разъяснили судьи ВС РФ.

ВС также говорит в Постановлении, что если станция техобслуживания ремонтирует автомобиль медленно и не успевает выполнить ремонт в срок, то потерпевший может потребовать возместить недостающий объем ремонта в денежном выражении. Деньги вместо ремонта можно получить, если машина находится на гарантии (более двух лет со дня выпуска) и станция техобслуживания страховщика не является аккредитованным сервисным центром автомобильной компании.

Кроме того, в постановлении разъясняется, что у страховой можно потребовать деньги, если станция техобслуживания попросила доплатить за ремонт, так как его стоимость возросла после детальной диагностики. Такое тоже часто случается, и страховщики обязаны взять эти расходы на себя.

{"data":{"type":"initToParent","counterId":23721493,"hid":"768002663"},"__yminfo":"__yminfo:1701847120785:0.18782564299979554:0"}

Добавить комментарий

Войти с помощью: