Тайны Баргузинского заповедника

Уже не один раз мы рассказывали о жирновском путешественнике Дмитрии Седове – покорителе дикой природы самых заповедных уголков России. Многим читателям запомнились его рассказы о сказочной, затерянной в горах Тофаларии, о суровом очаровании Заполярья, об Урале и Саянах, подёрнутых дымкой легенд.
Как и положено настоящему путешественнику, он не может долго оставаться дома, его словно магнитом притягивают дальние странствия. Дмитрий скучает без горных вершин и перевалов, бурных рек и глухой тайги. Поэтому он вновь и вновь собирает свой походный рюкзак, берёт своего верного спутника – велосипед, и отправляется навстречу новым приключениям.
Начало туристического сезона 2019 года для Дмитрия не стало исключением. В одном из своих прошлых путешествий он предпринимал попытку посетить Баргузинский государственный природный биосферный заповедник, расположенный в Бурятии, на территории Северо-Байкальского района. Однако тогда ему помешали природные пожары, из-за которых вход в заповедник для туристов оказался закрыт. Ещё одним препятствием стало отсутствие официального разрешения на посещение заповедного места. Наученный опытом, Дмитрий ещё до начала путешествия решил устранить административные препоны. Он созвонился с руководством заповедника и получил заветный пропуск в полный приключений мир нетронутой природы.
Первый этап пути прошёл относительно спокойно. На самолёте Дмитрий добрался до столицы Республики Бурятия г. Улан-Удэ. Несмотря на то, что было начало июня, в Бурятии только расцвела сирень и черёмуха – это влияние северного климата. Это явление, словно машина времени, возвращает в недавнее прошлое наших широт. Особого очарования добавляет багульник, его цветы окрашивают тёмную и суровую тайгу в нежный розовый цвет.
Наслаждаясь пейзажами окрестных мест из окна автобуса, уносящего Дмитрия за пятьсот километров от города, он двигался навстречу конечной точки своего путешествия.
Так, незаметно для себя, Дмит-рий оказался в селе Курумкан, находящемся в Баргузинской долине. От суровых байкальских ветров населённый пункт надёжно защищает Баргузинский хребет, что делает климат в нём довольно комфортным для проживания.
Дальнейший путь продолжился уже на велосипеде, поскольку уводит вверх по долине, где нет дорог и малонаселённых пунктов. В отдалении от одного из посёлков живёт семья, занимающаяся скотоводством – это старые знакомые Дмитрия. В прошлое своё путешествие он дал слово хозяину привезти рыболовные снасти, поэтому проложил свой маршрут с учётом исполнения обещания. Кроме того, посещение добрых друзей – это ещё и возможность отдохнуть на долгом пути в заповедник.
Картина, разыгравшаяся перед Дмитрием, вызвала лёгкий шок, а потом и смех. Оказалось, что цивилизация добралась и до этих далёких мест. Глава семейства пас коров на стареньком мотоцикле «Минск», ловко догоняя отбивающихся от стада животных и не давая им уйти слишком далеко.
После столь позитивной разрядки Дмитрий продолжил свой путь к Баргузинскому заповеднику. Очередной преградой стала разлившаяся из-за дождей река Баргузина. Она оказалась настолько полноводной, что преодолеть её не представлялось никакой возможности. Но настоящие путешественники никогда не пасуют перед трудностями и не опускают рук. Они ищут нестандартные пути выхода из затруднительных положений. Так и Дмитрий, убедившись, что самостоятельно не преодолеет бурлящие воды Баргузины, начал искать альтернативу. И нашёл. Невероятно, но вдалеке послышался шум двигателя, и навстречу Дмит-рию выехал автомобиль. Немного пообщавшись с путешественником, водитель согласился помочь ему перебраться на другой берег.
И вот перед Дмитрием раскинулся Баргузинский заповедник. Ещё до своей поездки он тщательно изучил маршрут и знал, что через него проходит дорога, которая называется «Сто десятый». Впоследствии он узнал и причину, по которой пути присвоено столь необычное название. Оказалось, что на «зимниках» местные жители так называют самый сложный участок пути. Позже Дмит-рий понял, что история несколько обманчива, и дорога невыносима на всём своём протяжении. Постепенно и без того сложная горная дорога превратилась в непроходимую. Путь преградила река Ковыли. Её воды бурными потоками скатываются с гор, не оставляя путнику надежды на благополучный переход. Ситуацию усугубила жаркая погода. Солнце подтопило ледяные шапки гор, талая вода устремилась в русло реки и сделала её вдвое шире и глубже, чем она есть в своём обычном состоянии. В течение одного часа вода в реке поднялась на полметра.
Дмитрий решил воспользоваться старинной поговоркой о том, что утро вечера мудренее, и остановился на ночлег. Его предположения, что если вечером уровень реки поднимается, то утром он должен снизиться, оказались верными. С утра вода несколько спала, но всё ещё таила в себе немалую опасность. Но Дмит-рий не из робкого десятка, к тому же он обладает большим опытом по преодолению горных рек. Он успешно осилил и Ковыли.
Немного расслабившись от трудного перехода, Дмитрий погрузился в свои мысли и совершенно неожиданно вспомнил о том, что его предупреждали местные жители, что в верховье ему предстоит ещё раз переходить через бурную Баргузину. Это немного омрачило путешественника, но не снизило его настроя упорно двигаться вперёд.
В реальности всё оказалось ещё хуже, чем Дмитрий мог себе вообразить. На Баргузину, там, где ему предстояло её перейти, было просто страшно смотреть. Клокочущая бездна на огромной скорости мчит кубометры воды, потоки захлёстывают друг друга. Всем своим видом Баргузина говорит о том, что она не будет благосклонной к путнику и так просто ему не покорится.
Поскольку был уже вечер, Дмитрий решил переночевать на расположенном вблизи реки кордоне, подумать и принять верное решение.
Опыт подсказывал, что нужно сооружать плот, иначе вещи и велосипед просто не переправить. Вокруг растёт лишь лиственница, но из-за структуры древесины она слишком тяжёлая и не пригодна для строительства плота. Пришлось воспользоваться подручными средствами. На кордоне Дмитрий нашёл пару кусков пенопласта и старый указательный щит. Из них он и соорудил плавсредство, надёжно закрепил на нём вещи и начал переправляться. Мощное течение горной реки преодолеть крайне сложно. Стоит оттолкнуться от берега, как закручивающие потоки воды возвращают назад. В середине течение ещё сильней и из-за этого сложно попасть именно в ту часть потока, который прибьёт к другому берегу. Экстрима добавляет сама вода, по своей температуре это скорее жидкий лёд. Невероятными усилиями, крича от напряжения и холода, Дмитрий всё же справился со стоящей перед ним задачей.
Дальнейший путь пролегал через горный перевал. Продвигаясь по нему, Дмитрий обнаружил, так называемый, смотровой камень. Это огромный валун, выдвинутый вперёд, с которого отлично просматривается панорама местности. Оттуда хорошо видно русло Баргузины, в средней части закованное в глыбы льда.
Пришлось Дмитрию померяться силами с ещё одной могучей рекой, которая называется Светлая. Её многочисленные притоки очень затрудняли продвижение вперёд, поскольку на переход через каждый из них затрачивалось большое количество времени. Зато глубоко в тайге Светлая подарила путешественнику незабываемое впечатление. Дмитрий своими глазами увидел обширные двухметровые ледники, намёрзшие за зиму, а весной разрезанные мощными струями воды. Необычный пейзаж растянулся на площади, превышающей несколько футбольных полей. Если же посмотреть в эти разрезы, то складывается ощущение, будто в их толще мерцает загадочный голубой свет.
При этом вокруг ледяной долины температура плюс 30, летают бабочки, цветут цветы. Глядя на такое необыкновенное завораживающее чудо природы, невольно вспоминается сказка о двенадцати месяцах.
Так постепенно весь маршрут Баргузинского заповедника остался позади. Настало время прощаться с его тайнами и загадками, расставаться с красотами нетронутой природы и возвращаться домой.
Но, как известно, когда считаешь, что всё уже позади, обстоятельства подкидывают новые неожиданности. Не обошлось у Дмитрия без сюрпризов и на обратном пути. Когда он добрался до посёлка Новый Уоян, через который проходит единственный железнодорожный путь, то выяснилось, что поезда в этот день нет. Идёт лишь одна утренняя электричка, которая перевозит исключительно рабочих. Пришлось договариваться с машинистом. Он оказался добродушным человеком и согласился подвезти путешественника до ближайшей станции в Северобайкальск.
Уже потом, сидя в уютном и тёплом вагоне, Дмитрий вспоминал минувшие тревоги и трудности, мысленно прокручивал наиболее яркие моменты пройденного маршрута и, конечно же, прокладывал новые тропы к ещё неизведанным им местам.
Сергей СПИКИН, наш корр.
Фото Д. Седова

{"data":{"type":"initToParent","counterId":23721493,"hid":"768002663"},"__yminfo":"__yminfo:1701847120785:0.18782564299979554:0"}

Добавить комментарий

Войти с помощью: