Вокруг мусора

Напомним нашим читателям: несколько лет назад Правительство и Государственная Дума РФ разработали новый порядок сбора и переработки мусора, а именно:
– в 2014 году Государственной Думой был утверждён закон «Об отходах производства
и потребления»;
– в 2016 году утверждено постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка обращения с твёрдыми коммунальными отходами».
Это законодательная база так называемой «мусорной» реформы, которая заступила
на вахту в нашей Волгоградской области с 1 января 2019 года.
Жирновский муниципальный район тоже перешёл с начала нового года на новую схему сбора и транспортировки твёрдых коммунальных отходов.
На основании заключенного договора с представителем областного регионального оператора МУП «Жирновское городское хозяйство» стало официальным предприятием по обращению с ТКО и будет осуществлять сбор и транспортировку ТКО на всей территории Жирновского района, в т. ч. и в г. Жирновске. Ранее, в соответствии с заключенным договором с МУП «ГОРХОЗ», эти функции в городе выполняло МБУ «Благоустройство г. Жирновск». Срок действия данного договора истёк 31 декабря 2018 года. Новая система по обращению с ТКО начала действовать. И чтобы заработала в полную силу, нужно время.
А пока что стоит отметить, за все новогодние каникулы в городе, как впрочем и во всём районе, мусорного коллапса не произошло. Отходы вывозились согласно ранее установленным маршрутам и графикам. Конечно, нужно ещё много чего доработать, поменять, а мы сегодня попытаемся понять основные нововведения мусорной реформы.
Итак. Кто такой региональный оператор?
Региональный оператор по обращению с ТКО (далее – региональный оператор) – это компания, ответственная за весь цикл обращения с отходами, имеющими статус «коммунальные».
Это компании, которые в каждом регионе отобраны через конкурс сроком на 10 лет. Их обязанность – отвечать за весь цикл обращения с отходами как физических, так и юридических лиц, на территории их ответственности, согласно процедуре конкурсного отбора. Региональный оператор не просто будет собирать и вывозить мусор, но еще обрабатывать (сортировать отходы), обезвреживать, утилизировать и захоранивать.
Цель реформы обращения с ТКО?
Главное – это стандартизировать услугу по обращению с ТКО, повысить ее качество, предотвратить несанкционированные свалки, улучшить экологическую ситуацию. Обязанность региональных операторов – предоставлять полный набор услуг качественно и всем без исключения: жителям и больших городов, и маленьких деревень.
Кроме того, по требованию федерального законодательства появился новый пункт – обработка ТКО. Просто захоранивать вторичное сырье – лом и отходы металлов, бумагу, картон, шины, полимеры и стекло – теперь нельзя. Все эти отходы должны сортировать и отправлять на переработку. Обработка отходов – это не только извлечение полезного, но и отбор опасного, т.е. тех отходов, которые не являются коммунальными, но попадают в обычные контейнеры. Например, те же батарейки, которые, разлагаясь, серьезно загрязняют окружающую среду.
На основании чего региональный оператор осуществляет свою деятельность?
Региональный оператор осуществляет свою деятельность на основании Соглашения об организации обращения с ТКО на территории Волгоградской области в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Волгоградской области.
Кто должен заключать договор с региональным оператором?
Услугу регионального оператора по обращению с ТКО получает и оплачивает собственник твердых коммунальных отходов: население – собственники помещений в многоквартирных домах и хозяева частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО обязаны заключить все, без исключения, собственники ТКО. Для физических лиц действует публичный договор, остальные собственники ТКО должны заключить договор в письменном виде. Незаключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО.
С региональным оператором договор можно заключить как через организацию, оказывающую услуги по управлению МКД (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.п.), так и напрямую (прямой договор).
Кто и как определяет цену предоставляемой региональным оператором услуги?
Единый тариф на услугу регионального оператора подлежит государственному регулированию. Цена на услугу регионального оператора устанавливается Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области, процесс принятия тарифа многоступенчатый, проходит при активном участии общественности региона.
Тариф на услугу по обращению с ТКО формируется из целого перечня: это сбор, транспортирование, захоронение отходов, к которым с 2019 года также добавляются сортировка, плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), 20% налог на добавленную стоимость (НДС), а также сбытовые расходы оператора, то есть расходы на заключение договоров, работу с клиентами и т. д. В нашей области тариф составляет для проживающих в МКД 114 руб. 92 коп. с человека, в частном домовладении – 113 руб. 25 коп. с человека в месяц.
На каком основании плата за обращение с ТКО вынесена в отдельную строку и взимается как за коммунальные услуги?

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, газ, твердое топливо, при наличии печного отопления, отведение сточных вод и обращение с ТКО (пункты 4, 5 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004).
Соответственно и в квитанции на оплату эта услуга будет вынесена отдельной строкой. Второй вариант выставления – отдельно сформированная квитанция (АИЕПД).
Также на эту сумму должно произойти снижение платы по строке «ремонт и содержание жилья». Население не должно платить за одну и ту же услугу дважды!
Существуют ли льготы на услуги, предоставляемые региональным оператором?
Так как в Жилищном кодексе РФ услуга по обращению с ТКО теперь отнесена к перечню коммунальных услуг, граждане имеют право на получение мер социальной поддержки по оплате этой услуги. Компенсации от 50% до 100% положены ветеранам труда, инвалидам, участникам Великой Отечественной войны, «чернобыльцам», многодетным семьям, детям-сиротам и другим категориям граждан.
В какой момент появляется ответственность регионального оператора за ТКО?
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, ответственность регионального оператора возникает с момента приема ТКО путем их погрузки в мусоровоз в местах накопления ТКО.
Должны ли жители частных домовладений (частного сектора) заключать договор с региональным оператором?
Для всех физических лиц (жителей многоквартирных домов и частного сектора) будет действовать договор публичной оферты (предложение о заключении договора и сам договор будут размещены в газете «Волгоградская правда»).
Незаключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
В соответствии со статьёй 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления влечёт за собой наложение административного штрафа. За сжигание мусора также предусмотрена ответственность по статье 8.21 КоАП РФ.
Договоры, ранее заключенные собственниками ТКО на сбор и транспортирование отходов, действуют только до момента начала деятельности регионального оператора (п. 6 ст. 23 Федерального закона от 02.12.2014 № 458-ФЗ).
Кто занимается ликвидацией несанкционированных свалок?
В соответствии с Соглашением между органами местного самоуправления и региональным оператором, при выявлении факта образования несанкционированной свалки сотрудники регионального оператора выезжают на место, составляют акт, фиксируют доказательства. После этого определяют координаты свалки и отправляют уведомление собственнику земельного участка, на котором эта свалка находится. Если собственник земельного участка не ликвидирует ее самостоятельно в течение 30 дней, свалку убирает региональный оператор собственными силами, а затем в судебном порядке взыскивает с собственника понесенные расходы.
Тему изучал В. МАЮРЧЕНКО, наш корр.

{"data":{"type":"initToParent","counterId":23721493,"hid":"768002663"},"__yminfo":"__yminfo:1701847120785:0.18782564299979554:0"}

Добавить комментарий

Войти с помощью: