За пьяную езду – скамья подсудимых

В последнее время в связи со сложной криминогенной обстановкой в России законодатель всё чаще стал высказываться о необходимости разработки приоритетных направлений борьбы с преступностью. Одним из таких направлений является исследование уголовно-правовых мер воздействия, направленных на предупреждение дорожно-транспортных преступлений.
Согласно статистике, в дорожно-транспортных происшествиях гибнет больше людей, чем в результате убийств. Причём достаточно большое количество жертв – результат управления транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения. Данная проб­лема весьма актуальна для нашего общества.
В последние несколько лет законодатель принимал различные меры для борьбы с этим явлением. Так, с 1 июля 2015 года начала действовать ст. 264.1 УК РФ, устанавливающая ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию.
Принятие новой статьи в УК РФ вызвало множество споров как среди юристов, так и среди водителей транспортных средств. Мнения разделились на два противоположных: одни считают новеллу справедливой и необходимой мерой для предотвращения новых дорожно-транспортных происшествий, другие утверждают, что использование административной преюдиции противоречит принципу законности, так как уголовная ответственность устанавливается за совершение двух административных правонарушений.
Между тем правоохранительные органы считают, что вторая точка зрения совершенно неграмотная. Так, ст. 264.1 УК РФ закрепляет повторность управления транспортным средством в состоянии опьянения лицом, которое уже подвергнуто административному наказанию за ранее совершённое такое же правонарушение или за отказ от законного требования о прохождении медицинского освидетельствования. Таким образом, ввиду того, что водитель совершает правонарушение умышленно, повторно и в течение срока, когда лицо ещё считается подвергнутым административному наказанию (или в течение срока действия судимости), данное правонарушение представляет собой деяние с повышенной общественной опасностью. Повторное деяние становится преступлением.
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что ст. 264.1 УК РФ отвечает задачам обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Способна ли она оказать профилактическое воздействие на снижение показателей дорожно-транспортной аварийности на дорогах, может показать только практика применения данной нормы судами России.
К примеру, на территории Жирновского района за истекший период 2018 года по ст. 264.1 УК РФ к различным видам уголовной ответственности привлечены 25 лиц, в 2017 году – 34 лица, в 2016 году – 30 лиц.
При этом за последние годы на территории района отмечается снижение дорожно-транспортных происшествий, в том числе и со смертельными исходами. Так, за 10 месяцев 2018 года совершено 12 ДТП, в которых 2 человека погибли и 14 пострадали. За 10 месяцев 2017 года совершено 14 ДТП (4 погибших и 15 пострадавших) и за 10 месяцев 2016 года совершено 14 ДТП (4 погибших и 18 пострадавших).
Можно сделать вывод, что снижение числа ДТП напрямую связано с применением правоохранительными органами ст. 264.1 УК РФ.
Положительный результат и безопасность на дорогах зависят не только от применения государственными органами уголовно-правовых норм, но и от соблюдения требований Закона всеми авто­любителями.
А. А. ПЛОТНИКОВ,
помощник прокурора Жирновского района.

{"data":{"type":"initToParent","counterId":23721493,"hid":"768002663"},"__yminfo":"__yminfo:1701847120785:0.18782564299979554:0"}

Добавить комментарий

Войти с помощью: