История и судьба

36 лет проработал в Красноярской коррекционной школе Александр Иванович Подошвин. По сути, он никогда особенно не мечтал стать учителем. Его детство пришлось на суровые годы, а тогда дети и подростки мечтали о совсем других вещах. Просто так сложилась судьба, которой он следовал, и веления которой исполнял.
В школу пошёл в ныне несуществующем селе Фитинино Молотовского района. Потом семья перебралась в Красный Яр, отец был шофёром – дефицитная профессия в то время. Но в Красном Яре не всё сложилось благополучно, пришлось искать новое место жительства. Оказалось оно далеко от родных мест, в Сибири, где отец нашёл работу в организовывающейся МТС. Там семья и встретила Великую Отечественную войну. Причём незадолго до её начала отца призвали на военную переподготовку – сборы. Вернуться домой он должен был 1 июля 1941 года. Но, сами понимаете, не сложилось, началась война.
До школы ли было тогда детям? Тетрадей и одежды не хватало, да что там – жили впроголодь. До учёбы ли стране, в которой шла разрушительная война? Но уроки, тем не менее, никто не отменял. Ученики также сидели за партами, учились читать, писать и считать. А ещё собирали колоски, остававшиеся в поле после уборки. В те голодные годы каждое зёрнышко было на счету. Александр Иванович вспоминает, что очень не любил собирать ячменные колоски, они были колкими и ранили руки. А вот просяные – другое дело, мягкие и не травмирующие.
После тяжёлого ранения вернулся домой отец. В колхозе совсем не оставалось мужских рук, так что живой, пусть и раненый работник был очень кстати в МТС. Под его руководством юный Александр начал свою трудовую деятельность. Отец заведёт трактор, поставит его в борозду, а сыну надо было «всего лишь» направлять «железного коня» так, чтобы он шёл по этой борозде. На тот момент мальчишке было только 10 лет.
Война закончилась, а родина-то тянет. Вернулись в Красный Яр. В 1948 году Александр поступил на завод стройматериалов. Его как комсомольца мобилизовали в Сталинград в школу ФЗО, которую он с успехом и закончил по специальности «формовщик», работал в чугунно-литейном цеху на тракторном заводе. До сих пор удивляется тогдашней производительности завода. Каждые пять минут с конвейера сходил новый трактор. Но вот незадача, в колхозах они всё ещё оставались в дефиците!
А в 1951 году Александра Ивановича призвали в армию. Очень он хотел служить в авиации, но, увы, зрение подвело, оказалось не абсолютным. Но мечта о небе сбылась, хоть и не в полной мере. Попал в школу авиамехаников. За отличную учёбу ему дали право выбрать место в СССР, где проходить службу. Выбрал Одессу, но самого легендарного города почти и не видел, аэродром располагался километров за 100 от него, в степи. Ровно 4 года и два дня длилась служба в армии, считая с момента, как перешагнул порог дома.
Вернувшись, работал на буровой, потом закончил курсы шофёров. А когда женился, жена –
дипломированный учитель – убедила в необходимости образования. Закончил вечернюю школу, а затем – Волгоградский педагогический институт, исторический факультет.
Новоиспечённого учителя приняли на работу в Красноярскую школу-интернат, которая и стала для него практически родным домом на долгие 36 лет. Она расположилась в бывшем купеческом доме, естественно, не предназначенном для жизни и учёбы 180 детей. Пришлось многое переделывать, ремонтировать, строить. Коллектив создавал уют для воспитанников своими силами.
Но самым сложным в работе во вспомогательной школе были не непосредственно занятия с детьми с проблемами в развитии, нет. Александр Иванович – прекрасный рассказчик, он умеет подавать детали сюжета так, чтобы заинтересовать слушателя. Уверена, его лекции были интересны и познавательны, тем более, что такие предметы, как история и география дают богатейшую пищу для рассказов, которые можно слушать, затаив дыхание. И даже не стройки с ремонтами вызывали самое большое беспокойство. Основной проблемой был и остаётся контингент школы. За учениками сложно уследить во внеурочное время. То одежду свою испортят, то убегут, куда глаза глядят, а искать и возвращать их сотрудникам приходилось за свой счёт.
По инициативе тогдашнего председателя райисполкома Совета народных депутатов
И. С. Гаценко Александра Ивановича избрали председателем РК ДОСААФ. Началась другая жизнь, иной ритм. Приходилось практичес-ки каждый день ездить на работу из Красного Яра в Жирновск. Новому председателю выдали современную на тот момент технику – мотоцикл «Урал», чтобы он мог по всему району оперативно организовывать работу. В его ответственности находились тиры, где люди учились стрелять из мелкокалиберного оружия. Курсы шофёров и трактористов – крайне востребованных профессий в колхозах и совхозах – удалось организовать также по всему району. И талант рассказчика пригодился: вместе с агитбригадой Александр Иванович ездил по полевым станам с политинформациями. Тогда, в отсутствие Интернета и телевидения, это было важной составляющей жизни общества.
Около четырёх лет длилась эта насыщенная действиями и событиями жизнь. Но постоянные переезды утомляли, а квартирный вопрос руководство предлагало решать за свой счёт. В 1976 году А. И. Подошвин решил вернуться в ставшую родной Красноярскую коррекционную школу, которую вскоре и возглавил по рекомендации заведующего РОНО
Н. И. Соломеннова.
На тот момент в школе была проблема с кадрами – не было ни одного дефектолога, а учебное заведение-то специализированное, именно для особенных детей, с проблемами развития. Надо – значит, надо, директор принимает решение учиться самостоятельно и заочно заканчивает Свердловский государственный педагогический институт по специальности «олигофрено-педагогика и логопедия».
В 1981 году Александра Ивановича за допущенную оплошность (а по сути – за непокорность) исключили из партии и сняли с руководящей должности. Тогда, конечно, это воспринималось болезненно, а сейчас мой собеседник вспоминает ту историю с юмором. Ещё бы, став простым учителем и логопедом с полутора ставками, он выиграл в зарплате целых 100 рублей, это большие деньги в то время, у некоторых целая зарплата была меньше.
Так в школе он и проработал до 2002 года, помогая детям учиться говорить, воспитывая в них доброе и вечное. А потом серьёзно заболела жена, да и сам получил вторую группу инвалидности, так что просто вынужден был уйти на давно заслуженный отдых. Его дело продолжила дочь Елена, также по примеру отца избравшая профессию логопеда.
Александр Иванович сегодня, на 88-м году жизни, любит вспоминать прошлое. Ему есть чем гордиться. За свой век он сумел сделать жизнь вокруг себя чуточку лучше, помог очень многим особенным детям, зачастую лишённым родительской любви и домашнего тепла, найти своё место в жизни, получить профессию. А это уже само по себе очень много значит.

Людмила ШАЛАЕВА, наш корр.
Фото семейного из архива

{"data":{"type":"initToParent","counterId":23721493,"hid":"768002663"},"__yminfo":"__yminfo:1701847120785:0.18782564299979554:0"}

Добавить комментарий

Войти с помощью: