О школе с возрастом 157 лет

В преддверии 65-летнего юбилея Жирновского муниципального района и скорого начала учебного года мы начинаем цикл статей об общеобразовательных учреждениях нашего края и об истории поселений, в которых эти школы были образованы, ведь любовь к родному краю, знание его истории – основа духовной культуры всего общества.

И начнём мы своё повествование с истоков заселения Жирновского района в целом: образование сёл, деревень, волостей и уездов.

Первые русские поселения могли возникнуть здесь не далее 300-350 лет тому назад и не ранее второй половины XVI века, с покорением Казанского и Астраханского царств, и то лишь в виде одиноких передовых укреплений (Саратов, Царицын) по Волге. Однако природные богатства Саратовского края настолько сильно привлекали сюда предприимчивых людей, что уже в начале XVII века мы встречаем их не только в приволжских местностях, но и довольно далеко в стороне от великого волжского пути, в частности, в северных, северо-западных и западных частях Камышинского уезда.

В отношении переселения малороссов в Поволжье по историческим сведениям известно, что появились они в пределах Саратовского края только в начале XVIII в. В 1717 г. в Саратовскую губернию совершили набег кубанские татары и произвели в ней,

и без того немноголюдной, сильное опустошение. Петр I приказал тогда, в предупреждение подобных набегов, устроить от Дмитриевска (Камышина) и Иловли и от Царицына к Дону сторожевую линию и поселить на ней исключительно малороссиян. Такие общины великороссов и малороссов принадлежали богатым владельцам, которые тысячами считали своих крестьян и десятками тысяч десятин свои земли. Известно, что чем беднее был помещик, тем более тяжела в большинстве случаев была крепостная доля крестьян. Селения нашего края находились в распоряжении богатых владельцев – князей и графов, а потому крестьянские работяги менее страдали от крепостного угнетения.

Саратовский историк Н. Ф. Хованский в своей книге «Материалы по крепостному праву» (Саратов, 1911 г.) указывал, что часть Аткарского уезда как дворцовая земля отдавалась в виде разного рода угодий ещё в 1622 году дворцовым крестьянам Шацкого уезда: Генерал-лейтенанту П. Х. Обольянинову пожаловано было 2000 душ в Камышинском уезде – села Мордово, Ахмат, Нижняя Добринка и деревня Студенка. Крестьяне Верхней Добринки и Грязнухи (Грязнуха – до 1968 г. название села Вишнёвое) в количестве 940 душ в 1787 г. были пожалованы действительному тайному советнику Волкову.

Точная дата основания села Вишнёвое не установлена. Согласно историко-географическому словарю Саратовской губернии, составленному в 1898-1902 годах, Грязнуха упоминалась с 1765 года и являлась селом Верхне-Добринской волости Камышинского уезда Саратовской губернии. До 1890 года Вишнёвое входило в Грязнухинскую волость, образованную после освобождения крестьян, и состоявшей из села Грязнухи и деревни Макаровки, где проживали крестьяне – великороссы, православные и старообрядцы. Сельская школа была здесь открыта в далёком 1867 году. Именно тогда на средства помещика Готовицкого была построена земская школа, которая стоит и поныне. В 1930 году пожар уничтожил почти всё село, пострадала сильно и школа, но уже в 1932 году она была реконструирована.

Со дня основания, школа была начальной: в 1950 году – 7-летка, 1963 – 8-летка, в 1990 – 9-летка.

Первым учителем был Дмитрий Дмитриевич Лебедевский, который в несколько смен обучал детей разного возраста.

Известные директора школы:

1908 г.-1940 г. – Крючков Георгий Иванович.

1940 г.-1945 г. – Дружинина Анна Ивановна.

1945 г.-1956 г. – Пешкин Иван Егорович.

1956 г.-1959 г. – Дронина Антонина Алексеевна.

1959 г.-1963 г. – Ноздренков Николай Архипович.

1963 г.-1975 г. – Мельникова Евдокия Федоровна.

1975 г.-1978 г. – Шокин Яков Иванович.

1978 г.-2011 г. – Ускова Мария Ивановна.

С 2011 года директором школы является Оксана Анатольевна Ускова, бывшая студентка педагогического училища (1994-1998) города Жирновска, которая продолжила династию нескольких учительских поколений.

Т. Д. Когачёва – учитель начальных классов, именно она  является самой старшей представительницей династии.

Далее – её дети:

– М. И. Ускова – учитель географии (ныне пенсионер);

– З. И. Потеева (1951 г.) – учитель русского языка и литературы (работает до сих пор).

Их дети:

– Т. В. Клинова (умерла) – учитель физкультуры;

– В. С. Юркова – учитель информатики;

– О. А. Ускова – учитель технологии.

Вишнёвская школа небольшая, чистая и по-домашнему очень уютная. В ней на сегодняшний день обучаются всего 23 ученика, может быть поэтому и коллектив такой дружный, все, как одна семья: 7 педагогов, 3 работника технического персонала.

Школа старается шагать в ногу со временем, имея в общеобразовательном плане 6 направлений: экологическое, эстетическое, физкультурно-оздоровительное, историческое, патриотическое и трудовое. Учителя Вишнёвой глубинки собственным примером учат ребят мыслить, трудиться, быть достойными гражданами нашей Родины.

В вопросах ремонта и облагораживания своего учебного заведения, конечно же, не обходится без помощи родителей. Приятно, что бывшие выпускники этой школы выступают спонсорами, оказывая помощь в ремонте. Так, Л. А. Бородаева помогла с приобретением спортивного инвентаря и оказала содействие по полной замене отопительного оборудования в здании. Благодаря Любови Анатольевне произведена отделочная работа в рекреации школы, а также ежегодно поддерживается косметический ремонт классов.

Хочется отметить, что все дети в сельской местности приучены к труду с раннего возраста, и в летний период на пришкольном участке организован полезный отдых – многие ребята трудятся с согласия родителей, помогая учителям.

Хорошо налажена спортивно-оздоровительная жизнь: между школьниками и их родителями проводятся соревнования по волейболу и футболу, учениками школ села Вишнёвого и Верхней Добринки  организовывается интересная игровая программа «В гостях у детства».

Совместно с администрацией и сельским клубом школа проводит встречи и вечера памяти с участниками боевых действий, ведь практически каждый второй выпускник Вишнёвого служил в горячих точках.  Беседы с бойцами оказывают большое влияние на патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Учителя часто рассказывают о подвиге бывшего ученика, односельчанина – Александра Букаева, который погиб в 1984 году в Афганистане. Школа взяла шефство над могилой Саши, и посещение памятника на значимые праздники стало в селе традицией. Горестная весть настигла вишнёвцев и в этом году. 5 июля бывший учащийся школы Иван Геннадьевич Субботин, сын педагога начальных классов, погиб при исполнении воинского долга на СВО.

Село Вишнёвое затерялось в далёкой глубинке нашего района. От Жирновска его отделяют 93 километра, 14 из которых – грунтовая дорога. Можно только представить, как в период бездорожья люди выбираются на «большую землю». Воду сельчане привыкли брать только из колодца или родника. Отапливают школу два газовых котла, но на случай отключения света имеется генератор.

И, несмотря на перечисленные деревенские неудобства, в селе кипит настоящая жизнь, полная сердечной доброты и заботы от каждого жителя, а в глазах местных ребятишек горит нескрываемый огонёк озорства и любопытства.

И, подводя итог повествовательной истории, уместно вспомнить фразу: «Не место красит человека, а человек – место».

Ольга СОКОЛОВА, наш корр.

Фото из архива школы села Вишнёвое

{"data":{"type":"initToParent","counterId":23721493,"hid":"768002663"},"__yminfo":"__yminfo:1701847120785:0.18782564299979554:0"}

Добавить комментарий

Войти с помощью: