Скорость и выгода

В фермерском хозяйстве В. Г. Суппеса большую часть полей зерновых культур убирают раздельным способом: сначала косят на свал, потом обмолачивают валки. Так получается быстрее, уверен Виктор Георгиевич. Не приходится ждать, пока зерно подойдёт на корню до приемлемой влажности. Опять же, время экономится, а с ним – удаётся избежать потерь как в качестве, так и в количестве зерна. К тому же для раздельной уборки в хозяйстве есть все условия.

 

 

 

Ещё два года назад в хозяйстве приобрели самоходную косилку КСУ-1. «Чудо-машина», как выражается фермер, с тех пор служит земледельцам верой и правдой. Скорость, производительность, функциональность, а также простоту в использовании и обслуживании в хозяйстве оценили быстро. Мне самой довелось увидеть, как она справилась с уборкой полёгшего ячменя. Поле под меловой горой, окружённое с трёх сторон лесом, создало крайне благоприятные условия для земледелия. И ячмень там вырос знатный. Но, как это часто случается с отличными полями, налетела непогода и повалила растения едва ли не полностью. Хлеборобы смотрели на это поле с отчаянием. Уже и не надеялись, что его можно будет убрать. Но КСУ-1 с проблемой справилась благодаря тому, что её жатка может срезать стебли практически у самой земли, оставляя очень низкую стерню.
Плюс – в хозяйстве сохранили три старенькие «Нивы». Сняли с них всё лишнее, отремонтировали – и они тоже работают на свал. Да, делают они вместе такой же объём работы, что и одна самоходная косилка, но когда объём работы приличный, а время поджимает и важен каждый час – старенькие комбайны выручают. Как, например, в нынешнем году, когда прогноз погоды то и дело грозит дождём, очень оперативной оказалась раздельная уборка. В хозяйстве рассуждают так: если бы ещё одну КСУ купить, тогда эти три «Нивы» можно было бы смело списать, но это «если бы, да кабы». Она стоит сейчас порядка 5 миллионов рублей. Может быть, когда-нибудь. Сейчас более актуально было приобрести полноценный комбайн. В январе ещё, когда сельхозтоваропроизводителям продавали комбайны с 25%-ной скидкой, оплатили новый «Акрос». В апреле его пригнали, так что в уборке на полях хозяйства уже участвуют два «Акроса» и два «Дона».
– В советское время всегда убирали на свал, – рассказывает Виктор Георгиевич. – Сначала валяли, а потом обмолачивали. Нам же благодаря такой технологии удалось уборку недели на полторы раньше провести, чем если бы мы ждали, пока эти поля подойдут, зерно достигнет желаемой влажности, и можно будет убирать прямым комбайнированием.
К тому же часть полей была достаточно сорная, с посторонней растительностью и даже камышом. Так что сочные сорняки просто не позволили бы качественно вымолотить зерно. Гербицид по пшенице не применяли. Только по ячменю, посеянному после подсолнечника. Никак было не уйти на этом поле без химии, хотя В. Г. Суппес относится к такой технологии скептически. Не понравились ему элементы нулевой и минимальной технологий, которые всё же в хозяйстве вынуждены были применять. Обстоятельства заставляют.
– Сеяли озимую пшеницу по минимальной обработке, как сейчас модно, – рассказывает Виктор Георгиевич. – Получили на этом поле по 17 центнеров с гектара. По чёрному пару получили свыше 40 ц/га. Да, говорят, что чистые пары держать – это значит надо урожай на два года разделить. И какая, дескать, разница: или 40 получить один раз за два года, или два года подряд получать по 20. Нет, считаю, что разница есть, причём уже в психологическом плане. Или ты 40 убираешь и радуешься урожаю, или с 20 ковыряешься.
Не интересно просто.
Фермер уверен, что работа должна приносить удовлетворение как моральное, так и материальное. Коллектив здесь дружный и слаженный. Люди в основном работают из Кленовки и Бутырок, куда ежедневно ходит вахтовый автобус. Но иногда, когда время поджимает, труженикам приходится оставаться и ночевать в поле. Так удобнее, не теряются драгоценные часы на поездки до дома и обратно. Здесь, кстати, созданы приемлемые условия для жизни, есть и вагончик, чтобы переночевать, и душ. Напряжённый режим работы, безусловно. Например, выходных за июль было всего два, и то потому, что дождь прошёл, и нельзя было работать. Как показывает практика, такой темп могут выдержать только сельские жители, для которых знакомо с детства понятие «страда». Зато и зарплата, и весь соцпакет идут круглый год, независимо от того, есть зимой работа или нет.
Разумеется, чтобы получить урожай более-менее приличный, необходимо вносить удобрения. В фермерском хозяйстве ежегодно тонн по 100 приобретают аммиачной селитры. Вносят подкормку на всех озимых по 100 кг на гектар, ячмень сеют с удобрениями. Результат виден сразу. Так, в прошлом году было сыро, и весной удобрения внесли не на все поля. Где не было удобрений, там получилось фуражное зерно. В этом году продовольственное зерно получилось – четвёртый класс. Конечно, не третий, который более востребованный, но сельхозтоваропроизводители по нынешнему прохладному лету на третий и не рассчитывали. Чтобы получить такое качество, мало удобрений и влаги. Ещё и тепло нужно.
Что касается сорта озимой пшеницы, Виктор Георгиевич подобрал идеально подходящий для своих полей уже давно. В 2010 году купил тарасовскую остистую у фермера из Алексеевского района. И седьмой год эта пшеница даёт стабильный урожай и качественное зерно. Понимая, что сортосмена и сортообновление необходимы, пробовал сеять другие сорта: «камышанку», в этом году – элиту «донского маяка». Но всё не то, всё хуже проверенного «старого» сорта.
Помимо озимой пшеницы и ячменя, на полях фермерского хозяйства зреют подсолнечник, нут, гречиха и просо. Как оценивают в хозяйстве, гречиха будет лучше, чем в прошлом году, уже сейчас это видно. Нут – чуть лучше прошлогоднего. Посеяли в этом году позже из-за погоды, в оптимальные сроки было холодно. Сложная культура в агротехнике. Капризная к погодным условиям. Но дорогая, чем и привлекательна. Сейчас остатки семян в хозяйстве продали по 60 рублей за килограмм, в прошлом году осенью продавали по 45 рублей. И обвала цены не предвидится. Нут весь практически идёт за границу, на экспорт.
А подсолнечник, считавшийся всегда страховой культурой, в нынешнем году в хозяйстве не подаёт столь уж больших надежд. Не потому, что плохой, напротив. Просто посеяли всего 30% от запланированного. Хотели посеять 500 га, получилось всего 160 га. И сеять начали только в июне, и то не на том поле, на котором планировали, а на том, на котором было сухо и можно было работать. Тут уже был подсолнечник в прошлом году. И по-хорошему, не надо бы здесь сеять. Но деваться было просто некуда. Подсолнечник должен возвращаться на поле через 7 лет. Но поскольку культура востребованная и дорогая, приносит стабильный доход, хотя и на него цена «плавает», сельхозтоваропроизводители, чтобы выжить, возвращают его на одно и то же поле через 3-4 года.
В плане реализации больше всего тревог вызывает пшеница. Цена на неё, в частности на фураж и на четвертый продовольственный класс, снижается. Но В. Г. Суппес практически половину своей валовки уже продал по прошлогодней цене. Скорость раздельной уборки сыграла свою положительную роль. Быстрее получили зерно, быстрее реализовали, пока цена была приемлемой. А как иначе? В этом и смысл урожая, чтобы не просто вырастить продукцию, но и получить за неё определённую выгоду и материальное благополучие.

Людмила ШАЛАЕВА, наш корр.

{"data":{"type":"initToParent","counterId":23721493,"hid":"768002663"},"__yminfo":"__yminfo:1701847120785:0.18782564299979554:0"}

Добавить комментарий

Войти с помощью: