Уходили отцы на фронт…

«Папу тоже мобилизовали. Хотя по возрасту не могли…»
На тот момент Василию Гавриловичу Лексункину было ни много ни мало – уже 45 лет. Он трудился в одном из колхозов в Терновском районе Воронежской области. В семье Василия уже подрастали двое детей, и вскоре на свет должен был появиться третий.
Его действительно не могли призвать по возрасту, но лишь в первую волну мобилизации, когда призыву подлежали военнообязанные не старше 1905 года рождения, то есть тридцати шести лет.
Однако уже с первых месяцев наша армия понесла огромные потери: погибшие и раненые, захваченные в плен и оказавшиеся в окружении… Фронту нужны были люди.
И вот, согласно постановлению ГКО от 10 августа 1941 года, в армию мобилизуются военнообязанные 1890-1904 годов рождения. Именно в эту, так называемую вторую волну мобилизации и попал герой нашего рассказа. В эти же дни был подписан ряд документов, запустивших создание запасных частей РККА, на базе которых и проводилась необходимая подготовка пополнения фронтовиков. В общем-то, самая многочисленная категория переменного состава запасных частей, т. е. обучающихся, и состояла как раз из военнообязанных запаса.
И, как уже нетрудно догадаться, именно в запасной полк и попал Василий Гаврилович Лексункин. Произошло это в ноябре 41-го.
«Их полк был в запасе до самого 42-го года, формировался в Борисоглебске. Папа был со своим другом Андреем из Дубовки. Тётя Паша, жена Андрея, вместе с мамой ездили к ним…»
В марте 1942-го в составе стрелковой роты рядовой Лексункин отправляется на передовую. Туда же попадает и его друг Андрей.
«В Борисоглебске полк стоял до самого страшного дня, когда стали бомбить Воронеж. Тогда и «старички» подъехали».
Два друга, Василий и Андрей, продолжили этот путь, как и положено друзьям, нога в ногу в одном строю.
Здесь и настигли они войну: настоящую, страшную, кровавую, ужасное время боёв, ранений и подвигов. Подвиг, о котором ниже пойдёт речь, не упомянут в наградных листах, но о нём помнят родные Василия.
Об этом дне, 4 апреля 1942 года, нам немного известно из оперсводки штаба того стрелкового полка, в котором служил рядовой Лексункин.
«Опушка леса… Противник оказывает сопротивление нашим наступающим частям, занимая лес. Его пулемёты и огневые точки расположены в лесу. Противник ведёт огонь… Накануне, 3 апреля, полк вёл бой с противником, но каждый раз наступающие подразделения останавливались сильным пулемётным огнём. С утра 4 апреля полк возобновил наступление, идёт бой…»
В страшной схватке с врагом Андрея очень сильно ранило прямо на глазах у Василия Гавриловича. Действовать необходимо было мгновенно, незамедлительно, ни секунды не думая, прямо сейчас!
«…Дядю Андрея тяжело ранило осколком. Папа уложил его на шинель и потащил в медсанбат, рискуя жизнью под пулями. А сам – снова в бой! А к вечеру его самого ранило в левую руку…»
Надежды на то, что друг выживет, почти не было, слишком серьёзной оказалась рана. Врачи долго боролись за его жизнь. Спасли. Выжил. Потом было длительное лечение в госпитале в Новосибирске.
Однако и сам Василий Гаврилович, героически сражаясь на поле боя, в тот же день получил ранение, после которого воевать уже не мог.
Позже в наградном листе к медали «За боевые заслуги» напишут: «Исполняя обязанность стрелка 794 стрелкового полка, в боях за Харьков 4 апреля 1942 года был тяжело ранен в кисть левой руки и убыл на излечение в госпиталь…»
«…Папа пришёл домой в августе 42-го года раненым. У нас уже было Васеньке три месяца. Почему его так назвали? Он родился в апреле 1942 года. В это время были бои под Воронежем. От папы не было вестей, и мама сказала: «Если отец не вернётся – останется память – Василий Васильевич».
В результате ранения Василий лишился подвижности всех пальцев левой руки. После лечения его признали негодным к военной службе, и он продолжил мирную трудовую деятельность в колхозе животноводом.
«…Когда дядя Андрей вернулся из госпиталя, он всем своим родным рассказал, как папа его спас. И стал называть его братом. Они были дружны всю жизнь до самой смерти. Отец получил медаль…»
Да, военный путь Василия Гавриловича не был долог, его боевую часть не бросили в числе первых навстречу врагу, но он, несомненно, достоин называться героем своего тяжёлого военного времени, ибо его история – это история о настоящем мужестве, отваге, о подвиге простого советского человека, верного друга и товарища…
Историю своего дедушки,
В. Г. Лексункина, рассказала нам Татьяна Петровна Попова, жительница г. Жирновска. В тексте использованы воспоминания её мамы –
дочери Василия Гавриловича.
Галина УСПЕНСКАЯ, внешт. корр.

 

{"data":{"type":"initToParent","counterId":23721493,"hid":"768002663"},"__yminfo":"__yminfo:1701847120785:0.18782564299979554:0"}

Добавить комментарий

Войти с помощью: