У коррупции нет ни единого шанса!

Во всём мире 9 декабря отмечается международный день борьбы с коррупцией. В нашей стране повышенное внимание к коррупционным проявлениям среди чиновников и должностных лиц уделяется со стороны всех надзорных и контролирующих ведомств. Вектор работы в этом направлении задаёт правительство и лично Президент Российской Федерации. Для того, чтобы система противодействия коррупции была гибкой и манёвренной, постоянно обновляется законодательная база, регламентирующая деятельность в указанном направлении. Ужесточаются и меры ответственности для тех, кто преступил закон.
В преддверии этого знаменательного дня о том, какая работа в направлении противодействия коррупции проводится в Жирновском районе, нам рассказала Анжела Анатольевна Быкова, начальник отдела кадров и муниципальной службы администрации Жирновского муниципального района. Именно в её ведении находится разрешение большинства вопросов, затрагивающих антикоррупционную работу, и, кроме того, она является секретарём районной комиссии по противодействию коррупции.
По её словам, администрация района, являясь органом местного самоуправления, федеральным законодательством наделена полномочиями, направленными на проведение профилактической работы и противодействие коррупционным проявлениям.
– С чего же начинается борьба с коррупцией среди муниципальных служащих нашего района?
– При поступлении на муниципальную службу каждый сотрудник в обязательном порядке подаёт сведения о доходах, как собственных, так и своих супругов и несовершеннолетних детей.
Хочу добавить, что, в соответствии с нововведениями, с этого года такие сведения оформляются при помощи специального программного обеспечения. При распечатывании документа на бумажном носителе программа автоматически проставляет дату и время печати, что является ещё одним элементом профилактики коррупции.
Добавлю, что в личном деле должна храниться справка, которая подготовлена до момента поступления человека на муниципальную службу.
А уже во время работы каждый муниципальный служащий ежегодно до 30 апреля подаёт аналогичную справку.
Мы как сотрудники отдела кадров проводим сверку с предыдущими документами. В случае разногласий приглашаем работника на собеседование и проясняем моменты, связанные с продажей или приобретением того или иного имущества. Если человек не может обосновать, к примеру, на какие средства приобрёл квартиру или дорогостоящий автомобиль, то мы обязаны подключить к дальнейшей работе аппарат губернатора Волгоградской области. Лишь запросы за подписью губернатора мы имеем право направлять в банковские и налоговые учреждения.
Естественно, с вновь принятыми на муниципальную службу специалистами проводится антикоррупционный инструктаж.
При поступлении и во время прохождения муниципальной службы каждый служащий обязан предоставлять так называемые интернет-справки. В них содержится информация обо всех имеющихся у человека страницах в социальных сетях, а также адресах сайтов сети Интернет, где он размещал какую- либо информацию, по которой его можно идентифицировать.
Также при приёме на работу человек собственноручно заполняет анкету, в которой указывает всех своих близких родственников. Поскольку один из запретов связан с недопущением прямой подчинённости между родственниками и даже так называемыми свойственниками. Предположим, начальник некоего отдела женат, и у его супруги есть сестра, то она не имеет право работать под его началом, поскольку, по закону, является его свойственницей, в противном случае возникнет конфликт интересов.
– В продолжение темы расскажите, как контролируются и разбираются ситуации, связанные с конфликтом интересов.
– Существует специальная комиссия, в компетенцию которой входит урегулирование именно таких вопросов. Кстати, аналогичные комиссии функционируют во всех администрациях городских и сельских поселений.
Если прокуратура выявила некое нарушение и направила представление в адрес администрации, то его рассмотрение будет происходить на заседании именно этой комиссии. Хочу подчеркнуть, что чаще всего нарушения носят незначительный и скорее чисто технический характер. Например, был такой случай, когда муниципальный служащий отчитывался о доходах своей супруги и попросту не знал, что в той организации, где она работает, больничный оплачивает не работодатель, а напрямую Фонд социального страхования, и не указал это в справке о доходах. Получилось, что по факту он скрыл доход супруги, потому что он не был отражён в справке 2-НДФЛ. В результате человек был привлечён к дисциплинарной ответственности.
До более серьёзного разбирательства дело не дошло, поскольку сумма была незначительная.
При самом наихудшем варианте развития событий работнику может грозить увольнение с муниципальной службы в связи с утратой доверия.
– Правда ли, что муниципальный служащий не может совмещать свою основную деятельность, скажем, с бизнесом?
– Это действительно так. Он не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность не только лично, но и даже через доверенных лиц.
В соответствии с антикоррупционным законодательством муниципальный служащий может иметь дополнительную работу, но при этом он обязан предварительно уведомить своего работодателя. При этом «подработка» не может быть муниципальной службой, руководством юридическим лицом.
К слову, соответствующие образцы уведомлений и иной нормативной документации находятся на специальном общедоступном стенде, размещённом в одном из фойе администрации района.
Там же имеется форма уведомления о склонении муниципального служащего к совершению коррупционного правонарушения. Это ещё один интересный элемент антикоррупционной деятельности. То есть, если к должностному лицу пришёл некий гражданин и предложил ему совершить те или иные действия за определённое вознаграждение, то он обязан уведомить об этом работодателя, а также правоохранительные органы.
– Существуют какие-либо условия и ограничения при увольнении с муниципальной службы?
– В течение двух лет с момента увольнения муниципальный служащий обязан уведомлять нас о своём новом месте работы. Это тоже является требованием закона.
Раз в полугодие мы подаём список уволившихся специалистов и не подавших сведения о новом трудоустройстве в прокуратуру района. Уклонение от такого уведомления относится к административному правонарушению и предусматривает серьёзные штрафные санкции.
Ещё есть такой нюанс: после увольнения гражданин не имеет права устроиться в какую-либо организацию, в которой он имел определённые функции по муниципальному управлению. Такое трудоустройство допустимо лишь с согласия всё той же комиссии по урегулированию конфликта интересов.
– Многих интересует вопрос, могут ли муниципальные служащие получать подарки в связи с исполнением своих служебных обязанностей?
– Нет, подарки запрещены законом, это относится как к услугам, так и материальным ценностям. Но есть и исключения. К примеру, если в ходе официального, так называемого протокольного мероприятия муниципальному служащему вручили подарок, то он обязан его принять, а затем передать этот дар в соответствующую комиссию по приёму подарков. После того, как члены комиссии произведут его оценку, у одаряемого появляется возможность выкупить его. Если сумма не превышает 3000 рублей, то подарок может быть передан муниципальному служащему безвозмездно.
– Вы являетесь секретарём комиссии по противодействию коррупции Жирновского района. Расскажите о её деятельности.
– Это совещательный орган, который ежеквартально проводит заседания, где рассматриваются различные вопросы антикоррупционной направленности. Для участия в работе комиссии приглашаются представители различных организаций и предприятий района, которые делают доклады о том, как ими организовывается и проводится работа по противодействию коррупции.
Также мы обсуждаем законодательные новеллы и даём разъяснения по их практическому применению.
– Противодействие коррупции – это системная работа, требующая определённых навыков и знаний. Какие меры применяются для того, чтобы специалисты, ответственные за это направление деятельности, развивались и совершенствовали свои познания?
– Этому вопросу уделяется большое внимание не только на местном, но и на региональном уровне. Совсем недавно мы проходили соответствующие курсы повышения квалификации по специально разработанной программе. Обучение проходило в соответствии с требованиями исполнения программы по противодействию коррупции Волгоградской области.
Кроме того, мы регулярно принимаем участие в различных семинарах и видеоконференциях, посвящённых тем или иным направлениям противодействия, а также профилактике коррупционных проявлений.
На районном уровне регулярно проводится тестирование муниципальных служащих на знание основных понятий и определений, законодательной базы.
В ближайшее время планируется проведение аттестации муниципальных служащих. Это также является регулярной процедурой. С недавнего времени аттестация проходит в формате экзамена. То есть человек выбирает билет, готовится и отвечает перед членами аттестационной комиссии.
В целом же можно отметить, что в текущем году благодаря грамотной и всесторонней деятельности в данном направлении не зафиксировано ни одного случая нарушения антикоррупционного законодательства со стороны муниципальных служащих Жирновского района. Однако профилактическая работа не стоит на месте, а продолжает совершенствоваться. Это вселяет уверенность, что муниципальная служба и впредь будет оставаться честной, открытой и совершенно прозрачной.

Сергей СПИКИН, наш корр. Фото автора.

Материал публикуется в рамках проекта «Гласность как преграда коррупции»

{"data":{"type":"initToParent","counterId":23721493,"hid":"768002663"},"__yminfo":"__yminfo:1701847120785:0.18782564299979554:0"}

Добавить комментарий

Войти с помощью: