Афганистан – школа мужества

35 лет прошло с тех пор, когда последний советский солдат покинул землю Афганистана.

Закончилась Афганская война, длившаяся целых 10 лет. Сегодня мы честно можем сказать, что долг перед Родиной солдатами, воевавшими на чужой земле, был выполнен с честью. И вывод войск из Афганистана и то, как воевали воины-афганцы, самые что ни на есть реальные события, подтверждающие мужество, стойкость и их ратный подвиг.

Сами участники тех событий не любят делиться своими воспоминаниями о страшных боях, участниками которых им довелось стать.

Но всё же мы постараемся вспомнить, о чём были их рассказы, для того, чтобы на их примерах училось подрастающее поколение долгу, чести, любви к родной земле.

Из воспоминаний Николая Александровича Алешина.

– После окончания Саратовско­го военного училища в 1980 году по распределению я был направлен в Киевский военный округ. А в 1981 году я первый раз попал в Афга­нистан и до 1982 года находился в Кандагаре. В то время я служил помощником командира вертолёта МИ-6. Здесь же мою боевую маши­ну первый раз сбили противники. Это уже было окончание времени нашего пребывания там, что, можно сказать, спасло нас от серьёзных неприятностей. Сотрудники КГБ усмотрели в действиях экипажа сбитого вертолёта попытку эми­грации.

Командир эскадрильи оказал нам неоценимую помощь. Он от­правил нас на побывку на Родину.

Потом, конечно, ситуация разъ­яснилась, и я был награждён меда­лью «За боевые заслуги». К этому времени за спиной у меня было 209 боевых вылетов.

Возвратился в Афганистан я в 1984 году. Только теперь уже в Кундуз, где провёл больше года. За это время я совершил 569 боевых вылетов.

Нашими задачами были высадка десанта в пустынной местности, доставка боеприпасов, топлива и про­довольствия. Конечно же, вывозили в тыл раненых. Самым тяжёлым, в моральном плане, было перевозить погибших товарищей.

Волей случая в Афганистане я встретил земляка Сергея Иванови­ча Кармазина. Мы не были с ним знакомы, но мне человек показался

знакомым очень. Разговорились и выяснили, что мы оба из Жирновска. С тех пор мы поддерживаем с ним дружеские отношения.

Николай Иванович Мережкин подполковник в отставке.

На вопрос, что особенно запом­нилось в годы службы в Афганистане, Николай Иванович отвечает, что там каждый день был особенным и воспринимался по-новому. Каждые две недели приходилось выходить на боевое задание.

Возвращались иногда с потеря­ми, но в большинстве случаев без них. Навсегда гвардии майор запомнил слова командира инженерной части под чьим началом служил: «В бою берегите солдат, берегите себя, тогда останетесь живы». И этой заповеди придерживался, ведя бойцов на очередное задание.

– С первых часов пребывания на афганской земле, – вспоминает ветеран, – наши солдаты и командиры поняли, что оказались в чрезвычайно сложной боевой обстановке, когда в горах и до­линах формирования душманов, оснащённые современным оружи­ем, не только сопротивляются, но и наносят удары по подразделениям наших войск. Мужество, отвага, личная храбрость были необходи­мы в такой обстановке, чтобы не оказаться в обнимку со смертью, а вместо пения птиц приходилось слышать зачастую свист пуль и разрывы снарядов.

В 98 боевых операциях при­нимал участие сегодняшний подполковник в отставке Мережкин, был дважды ранен за два с половиной года.

За участие в боевых действиях, за исполнение интернационального долга в ДРА Николай Иванович награждён государственными наградами – орденами «За службу Родине» III степени и Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги».

Виктор Васильевич Кузуб.

Виктор Васильевич провёл в Афганистане полгода. Это не столь долгое время позволило многое понять и про Афганскую войну, и про политическую обстановку, и про жизнь в целом. Потрясением было узнать, что здесь же, в Афгане, погиб одноклассник, с которым вместе призывались — Иван Козлов. Но было и осознание того, что подобных трагедий не избежать, смерть на войне всегда ходит рядом с солдатом.

Надо заметить, что попасть в Афганистан было не так просто, как это могло бы показаться. Кандидатов тщательно проверял «особый отдел», и при малейших подозрениях на неблагонадёжность кандидатуру отклоняли. Ситуация в Афганистане была очень серьёзной не только с военной, но и с политической точки зрения. Из-за того, что старший брат Владимира Кузуба был кадровым военным и в тот момент находился за границей, его проверяли с особым пристра­стием. Он только автобиографию трижды писал.

Наконец, проверки пройдены, дополнительное обучение — тоже. Сборы в Тбилиси, оттуда в Баку, потом — на пароме, поезде до Термеза, где собрали группу, которую должны были забросить в Афга­нистан. Там из вновь прибывших солдат сформировали экипажи по 4 человека обслуживать радио­станцию. В каждом должен быть начальник радиостанции — сержант, водитель и два телеграфиста. Ра­ботать им предстояло на радио­станциях Р-140 на базе автомобиля ЗИЛ-131. И вот — непосредственно отправка на самолёте.

– Куда мы летели — кто его зна­ет, — вспоминает участник Афганской войны. – Была ночь, темно. Прибыли на точ­ку. Нас предупредили, чтобы мы не покидали территорию и особо не высовывались. Мы ещё без оружия были. Потом уже узнали, что забро­сили нас в город Айбак провинции Саманган. Мы прибыли на смену такому же экипажу. Лично моя задача заключалась в том, чтобы принимать и передавать радиосообщения без ошибок. Они состояли из набора цифр, прочитать его мог только тот, кому они были адресованы.

Это была главная задача. Вто­ростепенная — охрана себя и своей точки. Так что дежурство несли все по очереди. Территория точки была обнесена забором из бута на высоту человеческого роста. У местных принята такая архитек­тура. К тому же каменный забор имел и практический смысл: сквозь него не пролетали случайные пули. А то, что они были, подтверждал периодический свист над головой. В этом периметре солдаты по оче­реди ходили в наряды, особенно бдительно несли вахту по ночам: обходили территорию, освещали прожекторами четырёх БТРов. Плюс в миндалевом саду, который примыкал к точке, были установле­ны мины. Да, как такового штурма точки никто не предпринимал, но война есть война, и мало ли какие планы возникнут у противника. Так что приходилось всегда быть начеку.

Александр Иванович Мигунов.

– Я попал в роту связи героического полка — это почётно, ответственно и пре­стижно. Через две недели случи­лась моя первая вылазка в горы с разведротой, которая со склонов Хаджи-Раваша, господствующего над Кабулом с севера, вела наблю­дение круглосуточно за долиной в районе кишлака Паймунаром, являющейся душманской зоной. Здесь я понял, что горная стихия требует к себе уважения. Само восхождение наверх требовало больших физических усилий. Я, не считавший себя хилым, добираясь до поста, обливался потом так, что сырым становился даже чехол от переносной радиостанции за спиной.

По словам ветерана Афгани­стана, в молодости многое воспринимается по-другому. Да и негоже бойцу элитных войск жаловаться на судьбу. Даже о непростых бы­товых трудностях он говорит как бы смеясь:

– Условия? Полевые условия. Спали в больших палатках на пятьдесят человек. Усовершенствовали их, поставив на каркас. Зимой топи­ли печками на солярке, умывались на улице. Утро начиналось со звука голоса муллы, разливающегося над Кабулом. С восходом солнца появлялась жизнь, с закатом – всё замирало. Ночёвки в походах – осо­бый случай. В пустынно-гористой местности очень холодно. Бронежи­лет на землю бросил, укутал ноги утеплёнными штанами, чтобы не отморозить, накрылся брезентом – и весь комфорт.

Александру Мигунову пришлось пройти много афганских дорог, прежде чем пришёл приказ о де­мобилизации. О своей службе он вспоминает как о главной школе своей жизни, где вместе с товарищами, представителями разных национальностей, он воспитывал в себе самые главные мужские каче­ства – ответственность и дисциплину.

– Никогда не задумывался о нужности или ненужности нашего участия в афганских событиях. Мы воспитаны были на определённых идеях и ориентирах. Перед нами были примеры героев Гражданской воины, Великой Отечественной вой­ны. Наше поколение равнялось на них. Солдаты безоговорочно вери­ли, что делали большое и важное дело для своей страны. И коли уж так случилось, должны стойко сносить все тяготы службы. Считаю, что эту школу мы прошли достойно. Время, проведённое там – одно из самых ярких в моей жизни.

Наш корр.

Авторы интервью – корреспонденты газеты

С. В. СПИКИН,

М. НЕМИРОВСКАЯ,

В. В. МАЮРЧЕНКО.

{"data":{"type":"initToParent","counterId":23721493,"hid":"768002663"},"__yminfo":"__yminfo:1701847120785:0.18782564299979554:0"}

Добавить комментарий

Войти с помощью: