Они строили Жирновск

Огни и трубы

…Летом 1969 года, после нелегких переговоров с Владимиром Васильевичем Киселевым, обычно переходивших в теплые беседы и воспоминания, я принял его предложение возглавить СУ-2 Волгограднефтегазстроя.

Нелегкими переговоры были потому, что уходить мне, старшему прорабу, пришлось из ПМК-132 Целинстроя, которая являлась, по сути, бывшим СМУ-4 тресте №22, и там трудилось немало нефтегазстройцев. И я знал, что они рано или поздно тоже уйдут вслед за мной в СУ-2. Худо-бедно, но я проработал в ПМК-132 пять сплошь разъездных лет и мне не хотелось, по совести говоря, ослабить штат этого коллектива, этой механизированной колонны, строившей в основном местные  сельскохозяйственные объекты. Но между двух огней я был не долго. В конце концов я не на золотые прииски собирался, а оставался строить Жирновск и объекты нефтегазового комплекса, с которыми судьба свела меня еще в 1944 году на Сталинградском заводе имени Петрова.

СУ-2 в тот год работало на двадцати шести объектах, квалифицированных рабочих не хватало, вообще в управлении чувствовалась разбалансированность на всех направлениях. Оставалось одно: привычно надеяться на опытных людей, на тех,  с кем я когда-то умел выходить  из самых сложных положений, работая в СМУ-4. Тем более, что эти люди или же трудились в СУ-2, или начинали активно «перебегать» сюда из ПМК-132. Кстати,  мне за это частенько впоследствии попадало, безпартийного вызывали в райком, звонили и из обкома, но я старался держаться независимо и в рамках закона. Как я мог отказывать людям в приеме на работу?

А в начале 1970-го я уже отчитывался в Волгограде за весь предыдущий год на строгой балансовой комиссии. Начальником планового отдела СУ-2 тогда работала Ирина Гавриловна Петрова, она подготовила документы, которые свидетельствовали о том, что план года мы выполнили по генподряду на 102,8 процента, освоили 2589 тыс. рублей при плане 2528. Собственными силами нелегкий план был также немного перевыполнен, здесь мы освоили  1676 тыс. рублей, вместе 1573 тыс. плановых. Из двадцати  шести объектов были полностью с неплохим качеством сданы в эксплуатацию семнадцать, управление построило в 1969 году 2675 тыс. кв. метров жилья.

Все это я доложил на балансовой трестовской комиссии, где присутствовали главный бухгалтер Федор Андреевич Данилов, начальник планового отдела  Валентина Сергеевна Жарова, заместитель управляющего Борис Яковлевич Максимов. Киселев  был в командировке, его обязанности выполнял главный инженер Александр Константинович Махвееня.

Докладывал я в приподнятом стиле: всё-таки управление справилось  с плановым заданием. Но на меня вдруг посыпались весьма второстепенные вопросы: почему не докладывайте о борьбе  с прогульщиками, мало уделяйте внимания  мероприятиям по технике безопасности и т.д. И тут резко встал Махвееня:

– Хватит! Вам попадается человек на глаза, так вы готовы, сидючи в Волгограде, обвинять его во всех грехах… Если есть большое желание, то обвиняйте меня, потому что половину года, до прихода в СУ-2  Аринушкина, фактически я руководил управлением, а Шпагин с Самарцевым вообще в Жирновске прописались, не вылазили оттуда месяцами. Вы его ещё за упущения в спортивной жизни пожурите… Перед вами отличные цифры, – продолжал Александр Константинович, – вдумайтесь в них. За первое полугодие своими силами еле одолели больше 600 тысяч рублей, а во втором Аринушкин набрал больше миллиона. Вот вам весь сказ и наглядный результат.

Я сидел и благодарно слушал резковатого Махвееню. Я тогда ещё не знал всех причин той резкости и нервозности главного инженера. Не ведал, что над управляющим Киселевым уже сгущаются тучи, что в трест зачастили партийные и иные проверяющие, что они ведут заспинные беседы с людьми…

…Вспоминал главного инженера Валентина Романовича Малофеева, с которым мы сразу хорошо сработались. Позже он уехал в Котово, укрепил там инженерную службу, исполнял обязанности начальника управления, а потом трудился начальником СУ-3 в Волгограде. Как было не вспомнить главного механика, моего старого знакомого ещё по началу пятидесятых Дмитрия Михайловича Шульженко? А вместе с ним – начальника ПТО Виктора Васильевича Зайцева, главного бухгалтера Валентину Федоровну Евсеневу, бригадиров Аню Амелину, Валюшу Голик, Ивана Ковтунова, Валю Антипову, Гаврила Буланова, Зою Алексеевну Шатову…

Мы полным ходом строили тогда нефтяной техникум и общежитие для Жирновского НГДУ. Первым директором этого техникума стал  Иван Гончаренко, хороший педагог и добрый человек, очень уважавший строителей СУ-2.

Ещё весной шестьдесят девятого в беседе со мной Киселев говорил, что в Жирновске надо построить целый квартал из пяти 70-квартирных жилых домов для работников СУ-2. Те планы изменились, но мы уже неплохо возводили 100 квартирный дом со встроенными помещениями для районного банка и двух магазинов. В этот дом позже вселились 90 семей наших работников, многие из них до этого снимали частное жилье или жили в вагончиках.

Шла реконструкция промбазы СУ-2, которую мы полностью завершили в том семидесятом.

Конечно, не всё шло гладко. Когда нам окончательно утвердили план на 1970 год, то оказалось, что нефтяники в последний момент исключили из него один объект, что повлекло за собой снижение общей цифры годовой «загрузки» СУ-2 в деньгах. А она была очень важна, от общей денежной цифры зависело то, какую категорию  подтвердят управлению.

Звоню Киселеву. Тот успокаивает и предлагает взяться за какой-нибудь объект в самом Волгограде.

– Да вы что, Владимир Васильевич? Мы же только становимся на ноги, нам до Волгограда добежать…

– Ладно, успокойся. Я с Жаровой поговорю, что-нибудь придумаем, останетесь на второй категории. Ты в Волгоград не собираешься? — спросил вдруг Киселев.

Собираюсь, скоро диплом защищать буду.

– Заходи тогда обязательно… Студент-заочник. Если меня вдруг в тресте не будет, то домой зайди.

…Когда  вошёл в приемную, то секретарь Анна Павловна Зубрилина попыталась остановить меня:

– Не надо туда ходить… Ты же читал?…

– А кто у него?

– Один он…

Но я открыл дверь и вошёл в кабинет управляющего.

– А-а… – поднялся навстречу Киселев. – Читал художественное произведение?…

– Да как они могли?

– Смогли… Думаешь вокруг тебя таких людей нет? Везде они ползают… А я тебя перетянул в СУ-2… Так много хотелось сделать…

– Сделаем ещё, Владимир Васильевич, а за то, что перетянули, спасибо!

– Что там у тебя в Жирновске?

Я, вроде успокаиваясь, начал спокойно рассказывать.

– Нет, не получится у нас в Жирновске собственный квартал, – сказал Киселев. — Местные власти тоже не промах. Связались с проектировщикам и те им на всех первых этажах предусматривают встроенные помещения для магазинов, поликлиник, быткомбинатов, детсадов. Я просил землю подальше от центра, нет, дали в самом центре, привязали к улице Больничной, а там бараки надо сносить. Значит, часть квартир опять не наши. Только один встроенный магазин или комбинат у нас отнимает от десяти до четырнадцати квартир, а ещё местная доля для расселения барачных…

– Но это же всё нужно городу…

– Правильно, нужно… но они хотят за счёт ВНГС, за счёт Мингазпрома половину соцкультбыта построить, а так нельзя. Заказывайте отдельных зданий побольше, за счёт местных советов и соответствующих министерств.

– Они, власти местные, нас так до нитки оберут. При таком проектировании у нас в тресте жилья век хватать не будет. Это разве нормально, справедливо? Рассчитываешь хотя бы на пятьдесят пять квартир с семидесятиквартирного дома, а выходит сорок четыре. Если я снесу барак, то людей оттуда надо в построенные дома переселять. Это, конечно, правильно. Но мои-то очередники в вагончиках зимой живут. Им, кроме меня, никто ничего не даст. Они ждут, годами ждут, нажимают на сошку свою. А на неё семеро с ложками…Что у тебя на нашем стоквартирном? — немного успокаиваясь, спросил Киселёв.

– Да почти всё готово, чистим-красим.

– Ну слава Богу… Бейся за каждую квартиру. Девяносто отрезай нам –  и баста, больше никому. – А здание райкома партии?

– Кладку к лету закончим. Постараемся, чтобы к концу года здание было готово к отделке.

– Старайся… И жми на партийцев, в случае чего.

На прощание мы обнялись. Через несколько дней Владимир Васильевич не работал в тресте.

А в середине сентября в Жирновск прибыл новый управляющий трестом. Это был Владислав Алексеевич Сентюшкин. Свой человек для Жирновска во всех отношениях.

…План на 1972 год по генподряду нам установили 4 миллиона 135 тысяч рублей. По плану мы должны были  построить жилые дома в поселке Медведица, в  Красном Яре и в Жирновске, капитально отремонтировать внутрипромысловые и межпромысловые дороги НГДУ, построить новую дорогу от Жирновска до Рудни. Но на этот раз в плане появился свиноводческий комплекс в колхозе имени Калинина, в селе Кленовка. На него выделялось 1970 тыс. рублей, а на объекты НГДУ 1130 тыс. И любой здравый руководитель понимал, что это не реально.

Наверху, в обкомах и свинпромах, рассуждали, видимо, так: те конструкции, из которых предстояло сооружать свинокомплекс (24 тыс. голов в десятке свинарников), были сборныим, а значит, выгодными. Но умные головы при планировании допустили «небольшой» просчёт: забыли определить мощности, то есть конкретные предприятия и цеха, где бы такие конструкции изготовлялись…

…По дороге в Жирновск я размышлял о том, кого же ставить на этот свинокомплекс начальником участка. Хорошо бы Константина Ивановича Кудрявцева, но на нём вся жилстройка в Жирновске… Владимира Егоровича Беликова?… Нет, тогда ослабится работа по обустройству промысла. Его участок как раз прокладывает  газопроводы на Кленовском и Новинском месторождеиях. Бориса Свечникова? Нет, он на своём важном месте, на прокладке магистрального трубопровода.

– А Вы не слышали, – сказал мне водитель, – что Каспирович ушёл из ПМК-132?

– Как ушёл?

– Да очень просто. Я разговаривал с ним недавно. Он не прочь работать в СУ-2.

Приехав в Жирновск, я сразу  позвонил Федору Никитичу Каспировичу, с которым мы трудились в СМУ-4 треста  №22 ещё в пятидесятых – начале шестидесятых, не один год проработал я с ним и в ПМК-132. Уговаривать его на должность начальника участка в Кленовке долго не пришлось… Он взялся за дело хорошо, но позже мы направили его в Зензеватку, на строительство НПС, а начальником участка в Кленовке стал Александр Федорович Проскурин.

Часто вспоминаю я многих других прорабов и ИТР нашего управления тех лет: М. Д. Лазуто, Д. И. Шпорт, Б. П. Малышкина, А. А. Плацицына, Р. Т. Кленову, В. А. Бабушкина, А. П. Кондратова, В. Г. Родина, А. И. Полубоярова. Тех, на кого я мог всегда понадеяться, кого уважал. Того же Хыдыра Хыдырова, с кем впоследствии трудились рука об руку много нелегких лет. Их много, инженерно-технических работников СУ-2, оставшихся надолго в моей памяти. В. И. Мясоедов, А. Н. Ватолин, Ю. И. Поликарпов, К. В. Степанов, Н. В. Полежаев, Е. М. Першина, А. Н. Мартын, А. С. Томкин…

…Позже было немало проблем на строительстве того огромного свинокомплекса. Областное начальство уделяло этой стройке  первостепенное внимание, в Кленовку не раз приезжали и второй секретарь обкома Крылов, и сам хозяин области первый секретарь Куличенко. Побывал и начальник нашего главка, который, не особо вникая в ситуацию, устроил «разгон» по поводу применения металлоконструкций. Теоретически он был вроде прав, ведь «голыми» фермы устанавливать было нельзя, а только надежно оцинкованными, чтобы их не «ела» аммиачная среда свинарников…

…Мы с управляющим трестом в поисках завода, на котором бы оперативно покрыли цинком уже доставленные металлические конструкции, после трестовой планерки поехали в Волжский. По просьбе Сентюшкина обком  партии обязал руководителей завода стальконструкций помочь нам в оцинковке. Вот мы и ехали на тот завод…

…Мы, конечно со временем  построили тот громадный свиноводческий комплекс, преодолевая все трудности, особенно с очистными сооружениями…

…Как далеки ныне от меня те годы, а помнится всё до мелочей. В том семьдесят пятом, осенью, мы полностью сдали НПС «Зензеватка» в эксплуатацию. Впереди было строительство самой крупной в истории СУ-2 нефтеперекачивающей насосной станции в Красном Яре.

Подготовил к публикации Х. Б. Хыдыров.

{"data":{"type":"initToParent","counterId":23721493,"hid":"768002663"},"__yminfo":"__yminfo:1701847120785:0.18782564299979554:0"}

Добавить комментарий

Войти с помощью: