Духовное наследие

В этом году Жирновский район отмечает своё 65-летие. В связи с этим знаковым событием мы продолжаем рассказывать нашим читателям об истории, этапах развития и ярких событиях из жизни нашей малой родины.

Каждому из нас хорошо известно о том, что наш район уникален во многих отношениях – начиная от нефтяных месторождений, обнаруженных на заре его образования, и заканчивая инопланетными загадками вокруг легендарного Синегорья. Но помимо всего прочего, на территории муниципалитета расположены самобытные объекты архитектурного строительства. Немало среди них и тех, которые олицетворяют духовно-нравственное наследие России.

Хочется напомнить, что в одном из своих выступлений президент РФ В. В. Путин отметил, что у православия особая роль в формировании традиционных ценностей.

Вот об этих ценностях, имеющих уникальную и интересную историю, сегодня пойдёт речь.

Мы расскажем нашим читателям об объектах культа, расположенных на территории района, вместе изучим их историческое прошлое и культурную ценность.

И начнём мы свой рассказ с истории Храма Святого Духа Утешителя, который является центром духовенства Жирновска.

Первый камень будущей христианской святыни был заложен в 1996 году, а спустя два года в ней была совершена первая литургия. Строительство двухалтарного храма завершилось в 1998 году, и он был освящён в честь Святого Духа Утешителя. До апреля 2012 года наш храм входил в каноническое подчинение Волгоградской и Камышинской епархии, а благодаря разукрупнению епархий Русской Православной Церкви была сформирована Волгоградская митрополия и храм вошёл в состав Урюпинской и Новоаннинской епархий.

Жирновская церковь содержит два престола: верхний – Святого Духа, нижний – Покрова Пресвятой Богородицы. При храме имеется колокольня, трапезная, небольшая библиотека. Здесь организована работа Воскресной школы.

В памяти нижнедобринских старожилов остались рассказы, передаваемые из поколения в поколение, о существовании в XIX-XX веках небольшой сельской церкви.

Первый храм в Нижней Добринке был деревянным. Находился он в центре села недалеко от здания нынешней сельской администрации. Его судьба и история связана с памятью великого русского полководца А. В. Суворова. Рассказывают что принимая участие в военной кампании по поимке Пугачёва в 1774 году, знаменитый полководец держал свой путь со стороны Саратова на Царицын, а во время своего «вояжа», он останавливался в Нижней Добринке и посещал местную церковь.

В 1838 году в селе была начата постройка нового храма. Церковь решили заложить в память павших ратников на войне 1812 года, а поскольку день победы пришёлся на праздник Рождества Христова, то и храм получил название Христорождественского.

Инициатором строительства церкви был граф П. Х. Обольянинов, которого поддержал крестьянский сход. Община выделила несколько десятин земли под храм и устройство нового кладбища, а общинники оказывали посильное участие в строительстве.

Церковь построена из красного кирпича, в раствор добавляли яичный белок для крепости, собираемый со всех окрестных деревень.

Нижнедобринская церковь построена по проекту архитектора Иосифа Ивановича Шарлеманя. Этот проект рекомендовал епископу губернский архитектор Г. В. Петров, который в последующем сам наблюдал за ходом строительства.

Церковь была освящена в 1839 году. Внутри её стены украшали искусные росписи, выполненные приглашённой артелью художников-иконописцев.

Посещал Нижнюю Добринку и П. А. Столыпин, прибывший в 1905 году по случаю самовольного захвата крестьянами лугов. Перед решением дел он отстоял службу в храме, а затем на сельском сходе выступил с речью.

Христорождественский храм от разрушения спасали три раза. Первый раз, когда коммунары хотели разрушить церковь, местные мужики, вооружившись ружьями, не допустили святотатства. Второй раз не дал это сделать местный учитель, логично объяснив, что не стоит разрушать одно из немногих кирпичных зданий Нижней Добринки. Последний раз разрушать храм отказался крановщик, посланный туда на автокране с чугунным шаром. «Всё, что угодно, но только не это!» – сказал он, увидев, что предстоит ломать.

Христорождественский храм является объектом культурного наследия Волгоградской области. Подобных памятников церковного зодчества, сооружённых в первой половине XIX века, в Волгоградской области сохранилось всего шесть.

Сегодня это действующий исторический памятник.

Продолжать наше историческое путешествие мы будем небольшой экскурсией по селу Меловатка. Здесь, на территории старинного поселения, находится памятник истории – церковь Дмитрия Солунского. В архиве Саратовской Духовной консистории содержится указание о постройке церкви: «В новопоселённом посёлке Меловом в 1765 году построена церковь Дмитриевская». Речь идёт о самой первой, деревянной церкви. Всем нам известную церковь Дмитрия Солунского начали возводить позднее, в 1811 году. В 1818 году строительство было окончено.

«Церковь спасения» – так называют меловатскую достопримечательность, так как она имеет форму, напоминающую корабль. Это такой архитектурный тип строения, когда расположение его частей (собственно храма, трапезной и колокольни) образует одну линию. Сегодня таких строений практически невозможно встретить, но Меловатке повезло. А вместе с ней и нам с вами – мы имеем возможность увидеть памятник культуры и православия собственными глазами.

В советский период церковь была закрыта и даже частично разрушена. Здесь был оборудован зерносклад. 8 ноября 1946 года жители обратились к властям с просьбой провести богослужение в храме. Прибывший священнослужитель провёл службу, но храм так и не был открыт.

Сейчас церковь не функционирует, но продолжает бережно хранить остатки настенных росписей. Сквозь слои штукатурки местами отчётливо просматриваются лики святых, которые точно так же взирали на прихожан 200 лет назад.

И ещё одно чудо архитектуры, о котором невозможно не рассказать, это немецкая кирха в селе Гречихино Медведицкого сельского поселения. Именно эта постройка напоминает нам о том, что некогда часть района входила в состав Республики немцев Поволжья. Эти земли относились к Франкскому кантону.

Гречихинская кирха была построена в соответствии со сложившимся типом немецкого поволжского храма – капитальной крупномасштабной постройки с ярким национальным колоритом. Она имела ясную, динамичную композицию, отточенные формы, островерхие башни-колокольни, упругие пилоны, стрельчатые окна и арки, круглые витражи-розы, виртуозный кирпичный орнамент стен.

Удивительно красивая кирха в селе Гречихино является одной из самых «молодых» церквей. Она была возведена в 1903 году по проекту Генриха Дивендруса из Риги и местных мастеров Якоба Маара и Якоба Шеслера. Жаль, что ей не суждено было долгое время принимать людей. После высылки поволжских немцев в начале Великой Отечественной войны кирха вынуждена была пустовать.

Но и сегодня культовая постройка производит неизгладимое впечатление. Глядя на неё, словно прикасаешься к прошлому. Здесь легко представить, что когда-то вокруг звучала немецкая речь, звонили по выходным и праздникам колокола.

Строили кирху на пожертвования жителей. Кирпич изготавливали здесь же, на берегу реки Медведицы. Красный цвет ему придавал бурый железняк, который мололи на жерновах с грубыми поверхностями. Кирпичи, предназначенные для отделки ажурных поверхностей, стачивали, то есть тёрли друг о друга. Раствор для кладки готовили очень тщательно. В его состав входили: известь, костная мука, белки яиц. Аналогичным способом изготавливались и монолитные детали, такие, как небольшие башенки, подоконники. Для дождевой воды вручную делались ажурные стоки. Некоторые детали сохранились и поныне. Конечно, не хватает самого шпиля церкви, но и то, что уцелело, достойно внимания.

В завершение хочется поведать читателям о сохранившемся храме дореволюционной постройки, сложенном из сибирской лиственницы. Затерялся он в бездорожной степной глуши между Камышином и Жирновском. Место, где находится этот объект, имеет загадочное Серпокрылово. Документальных сведений ни о дате строительства, ни о посвящении здешнего храма найти не удалось. Из архивных справочников можно заключить, что храм в Серпокрылове появился между 1912 и 1914 годами (в Справочной книге Саратовской епархии на 1912 год церковь ещё не упоминается, а в Списках населённых мест Саратовской губернии на 1914 год отмечается лишь факт её наличия). В советские годы храм был приспособлен для использования в народно-хозяйственных целях. При этом каким-то чудом на обшитом металлом потолке трапезной сохранились остатки храмовой живописи. Лик Христа частично утрачен, а окружающие его херувимы и серафимы с безнадёжной грустью взирают на редкого посетителя.

Совершенно очевидно, что в Жирновском районе можно отыскать достопримечательности на любой, даже самый изысканный вкус, и большинство из них  мы с гордостью причисляем к «золотому» фонду нашей истории.

Сегодня все они повышают туристическую привлекательность нашего края. Известия о красотах и достопримечательностях Жирновского района разносятся далеко за его пределы, что делает наш район известным во всех уголках нашей Родины.

Ольга Соколова, наш корр.

Фото из архива «ЖН»

{"data":{"type":"initToParent","counterId":23721493,"hid":"768002663"},"__yminfo":"__yminfo:1701847120785:0.18782564299979554:0"}

Добавить комментарий

Войти с помощью: