В Волгограде началась реставрация панорамы Сталинградской битвы

Для проведения очередных реставрационных работ в Волгоград прибыла группа специалистов студии военных художников в составе четырех художников и трех художников-реставраторов.

Важно, что во время реставрационных работ доступ посетителей музея-панорамы на его обзорную площадку прекращаться не будет. Кому-то даже повезет увидеть, как художники студии имени М. Б. Грекова обновляют предметный план и живописное полотно, освобождая их от накопившейся с момента прошлой реставрации пыли.

Последние реставрационные работы проводились 17 лет назад, в 2005 году. В редакции «Волгоградской правды» сохранились публикуемые снимки того периода, когда художники-реставраторы обновляли живописный слой гигантского холста, работая на подвесных люльках.

– Главная проблема любого музея, любой панорамы и диорамы – это пыль, которая оседает на предметах переднего плана и на живописных полотнах в течение длительной их эксплуатации, – говорит реставратор студии имени М. Б. Грекова Иван Крившинко. – Мы уже обследовали и полотно панорамы – с лицевой стороны, и ее предметный слой, и светоотражатели в самых труднодоступных местах. И, к своему удивлению, не обнаружили никаких критических изменений. Ни трещин на холсте, ни утраты частей живописного слоя, ни других характерных изменений нет. Что касается предметного плана, то небольшие разрушения есть, кое-где появились трещины, которые предстоит заделать. Основная же проблема – это пыль, которая глазу посетителя на обзорной площадке, к счастью, незаметна. Но специалисты обнаруживают ее сразу как на холсте, так и на предметном плане.

Именно предметный план в наибольшей степени от пыли и страдает, из-за чего и возникает диссонанс цвета красок на самом холсте и на деталях предметного плана. В идеале они не должны отличаться, чтобы посетители не замечали зрительно перехода с полотна на предметный план. Он должен быть плавным, почти незаметным.

После обследования объекта реставрации специалисты произвели детальную фотофиксацию положения всех атрибутов предметного плана, чтобы после обновления они ни на один миллиметр не изменили своего прежнего положения.

– Чем реставраторы удаляют пыль с полотна панорамы и с ее предметного плана? – спрашиваю Ивана Крившинко.

– Мы делаем это специальными кистями и щеточками, а также с помощью обыкновенного пылесоса.

– С обеспыливанием предметного слоя все ясно. А как будете снимать пыль с гигантского живописного слоя холста площадью 1920 квадратных метров?

– Аналогичным способом. У нас в команде есть два специалиста, которые выполняют такую работу на высоте с помощью подвесных люлек.

Еще Иван Крившинко рассказал, что после каждой реставрации панорамы художники оставляют неочищенным незаметный для зрителей небольшой кусочек живописного полотна, чтобы при следующих реставрационных работах можно было сравнить, как меняется с течением времени яркость красок до и после реставрации.

{"data":{"type":"initToParent","counterId":23721493,"hid":"768002663"},"__yminfo":"__yminfo:1701847120785:0.18782564299979554:0"}

Добавить комментарий

Войти с помощью: