Геройский подвиг сапёра

О ВЕЛИКОЙ Отечественной войне много написано, много рассказано. Но точка в отображении этого исторического эпизода ещё долго не будет поставлена, потому что правда о величайшем сражении века попросту бездонна. Победа войне 1941-1945 годов была достигнута советским народом благодаря его неимоверному усилию, самоотдаче, смекалке и самопожертвованию. Особенно ярко это раскрывается в героях войны, которые совершили невероятные подвиги на поле боя и за ним. Беспримерной стойкостью, мужеством и отвагой отвоевали они для своих потомков право жить в мире и спокойствии. Жирновская земля взрастила и воспитала десять Героев Советского Союза, среди которых был и Иван Фёдорович Черняев, уроженец села Нижняя Добринка.
Иван появился на свет 29 августа 1904 года в бедной крестьянской семье. Детвора в таких семьях очень быстро взрослела, детей рано приучали к ответственности и систематическому труду: это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания. Требования к мальчикам были строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие «кормильцы», «заботники» и защитники. Нередко уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях»: родители отдавали их в пастухи за умеренную плату. Юный Иван начал трудиться рано, работал у состоятельных односельчан. На учёбу времени не хватало, поэтому он окончил всего четыре класса местной школы.
В те годы на ста­новление личности молодого парня во многом повлияли такие события, как гражданская война и коллективизация сельского хозяй­ства. Он работал бок о бок с людь­ми, которые утверждали Советскую власть и воплощали в жизнь мечту людей о  коллективном труде. Поэтому, пережив военные годы, голод и разруху, Иван Черняев среди первых вступил в колхоз «Демьян Бедный». С 1930 по 1934 годы работал бригадиром полеводческой бригады, затем, до 1937 года – на паровозостроительном заводе Ворошиловграда, после чего вернулся обратно на родину.
В селе его знали как примерного хозяина, толкового руководителя. Каждого человека Черняев привык оценивать, прежде всего, по делам, что очень помогло ему в будущем – на фронте. Свою солдатскую обязанность он видел в том, чтобы хорошо трудиться.
Служить Иван Фёдорович был призван Молотовским РВК Сталинградской области в 1941 году. Зачислили его бойцом отдельной штурмовой инженерно-сапёрной бригады. Специальность сапёра почти сорокалетний Иван освоил быстро. Среди сослуживцев пользовался уважением за свои золотые руки. Однажды показал товарищам навыки настоящего мастера, выстругав из чурки ложку с помощью только лишь одного топора, и сразу стал своим в сапёрской среде.
Когда война с немецкими захватчиками докатилась до Сталинграда, нижнедобринцу удалось постичь многие азы и тонкости военного ремесла. В сражениях за город на Волге ему приходилось проделывать проходы в минных полях противника, минировать и подрывать различные объекты при отражении атак, устраивать узлы заграждений и даже участвовать в боевых операциях вместе с пехотой. Вскоре рядового Черняева произвели в младшие сержанты, назначили командиром отделения 70-го отдельного штурмового инженерно-сапёрного батальона в составе 14-й штурмовой инженерно-сапёрной бригады 5-й гвардейской армии Степного фронта.
Осенью 1943 года отделение Черняева вышло к Днепру у села Максимовка Полтавской области.
Гитлер приказал создать вдоль Днепра «Восточный вал», намереваясь остановить на этой линии Красную Армию. Враг вырыл противотанковые рвы, траншеи, окопы, построил цепь дотов и дзотов, установил минные поля, выдвинул артиллерию.
Встретившись с такой ситуацией, советское командование разработало два варианта решения задачи форсирования Днепра. Первый – остановка войск на восточном берегу реки и стягивание дополнительных сил к местам переправ, что давало время на обнаружение слабейшего места в обороне немцев и последующей атаки в том направлении. Однако этот вариант давал время немцам для стягивания дополнительных сил, укрепления обороны и перегруппировки своих войск для отражения натиска противника. Более того, это подвергало советские войска риску быть атакованными немецкими механизированными частями и могло привести к огромным потерям наших войск, а, при определённых условиях, к их окружению и уничтожению, и затем к необходимости проводить всю операцию по форсированию заново.
Второй вариант развития событий представлял собой нанесение массированного удара без малейшего промедления и форсирование Днепра с ходу по всему участку фронта. Данный способ не оставлял времени на окончательное оборудование «Восточного вала» и на подготовку атаки немецкой стороне, но вёл к гораздо более крупным потерям со стороны советских войск. Было принято решение о стремительном ударе. Красная Армия подошла к Днепру и с ходу начала форсирование.
Черняев командовал расчётом на понтоне. Ему было приказано переправить на западный берег пехоту, технику и боеприпасы дивизии. В том районе намечалось создание одного из плацдармов.
В ночь 2 октября 1943 года расчёт приступил к сборке паромов из лодок А-3 и палубы для переброски боеприпасов и личного состава 97-й гвардейской стрелковой дивизии. Для переправы применяли все подручные средства: рыбацкие лодки, пустые бочки, плоты, доски. Когда всё было готово, расчёт младшего сержанта Черняева быстро завершил посадку пехоты для переправы на западный берег, и паром медленно отошёл в первый рейс. Сначала десант двигался в абсолютной тишине, но стоило ему добраться до середины реки, противник открыл шквальный огонь из всех видов оружия. Рядом с паромом рвались снаряды и мины. От осколков появлялись пробоины в лодках. Течь гребцы пытались останавливать с помощью фуфаек, плащ-палаток и шинелей. Вскоре среди понтонёров появились убитые и раненые. Бойцам, получившим травмы, по возможности, оказывали помощь прямо на пароме. В итоге весь расчёт вышел из строя, осколком мины был задет и Черняев. Но он не покинул своего поста. Наспех починив понтон, он отправился в обратный путь, а затем с новым расчётом продолжал трудиться на переправе. Работа длилась всю ночь. За двадцать совершённых рейсов перевезли целый полк дивизии с орудиями и боеприпасами. Приказ командования был выполнен.
На рассвете раненый Иван практически умирал от изнеможения и потери крови. Товарищи отправили его в медсанбат. После оказания первой помощи Черняева эвакуировали в армейский госпиталь, где он перенёс несколько операций и прошёл длительный курс лечения. В госпитале Иван Фёдорович узнал о том, что 22 февраля 1944 года за беспримерное мужество и отвагу, проявленные при форсировании Днепра, ему присвоено звание Героя Советского Союза.
– Держу в руках орден Ленина, переданный мне бабушкой Анастасией Григорьевной на хранение как члену нашей большой и дружной семьи, – вспоминает внучка нашего героического земляка. – Потуск­невшая за десятилетия бронза и чуть выцветшая орденская лента только усиливают трогательность чувств. Этот орден вручили моему деду Ивану Фёдоровичу Черняеву вместе со Звездой Героя Советского Союза. Как и множество других наград, в нашей семье – это святая реликвия и глубокая память о дедушке, о советских воинах, сложивших свои головы на полях брани, это почтение и уважение к выжившим.
В строй старший сержант Иван Черняев вернулся только к весне и служил в сапёрных частях вплоть 1946 года. Возвратившись в родное село, он с новыми силами и большим желанием участвовал в восстановлении народного хозяйства. В марте 1946 года участник Великой Отечественной вступил в ряды КПСС, и на какие бы участки его ни посылала партия, всегда был честным и добросовестным коммунистом, оставаясь при этом очень человечным. Не зря же сельчане избирали его председателем колхоза.
Долгие годы Иван Фёдорович, всегда в душе чувствовавший себя солдатом, поддерживал связь с воинской частью, в списки которой был зачислен навечно. После ухода на заслуженный отдых ветеран переехал жить в соседний посёлок Медведицкий.
– Хорошо помню годы, когда он уже вышел на пенсию, – рассказывает внучка Черняева. – Но пенсионером его назвать было трудно. Его никогда невозможно было застать праздно сидящим. Всегда что-то делал, мастерил, создавал. Был, я бы сказала, приземлённым, в том смысле, что любил землю, природу, своё хозяйство, детей, внуков. Скромность, справедливость, искренность, ответственность, добросовестность – эти черты дедушкиного характера мы впитывали с детства.
Для сельских ребят этот человек был безусловным авторитетом и примером. Александр Бусалаев в книге о земляках очень тепло отзывается о своём доблестном односельчанине:
– Впервые мне посчастливилось увидеть Ивана Фёдоровича в школьные годы на одном из праздничных пионерских сборов. Для нас, мальчишек послевоенной поры, он был живой легендой, героем прошедшей войны! На встречи он приходил непременно в строгом военном кителе со Звездой героя и орденскими планками на груди, в галифе и высоких сапогах. Мы с открытыми ртами сидели в абсолютной тишине и часами готовы были слушать его воспоминания о войне. Перебивая друг друга, задавали множество вопросов. Может быть именно эти встречи определили мою дальнейшую судьбу и сподвигли стать военным. Мне особо запомнилось, что он воевал с первого года войны и был сапёром. Так я услышал для себя новую военную специальность. В то время все мальчишки непременно хотели быть лётчиками или танкистами, а вот я захотел стать сапёром.
Автор этих строк поступил в Военно-инженерную академию имени В. В. Куйбышева, где, к своему удивлению, обнаружил имя героя Ивана Черняева, увековеченное на мраморной доске с именами лучших представителей славных инженерных войск. Находка вызвала чувство гордости за своего земляка и интерес к изучению его ратного пути.
В августе 1984 года Героя Советского Союза Ивана Черняева поздравляли с 80-летием. На радостное и знаменательное событие съехались его дети, внуки, представители районных властей и военкомата. Иван Фёдорович был уважаемым человеком в районе. Он был частым гостем в трудовых коллективах, охотно встречался со школьниками. Все желали ему долгих лет жизни, счастья, дальнейшего активного участия в общественной работе и военно-патриотическом воспитании молодёжи.
Но судьба распорядилась иначе, 19 сентября 1984 года перестало биться сердце замечательного жизнерадостного Ивана Черняева, сила духа которого помогала ему оставаться настоящим патриотом своей страны и в лихие военные годы, и в мирные дни. Прощались с ним с воинскими почестями: при захоронении курсанты салютовали троекратным залпом из винтовок, звучал Гимн Советского Союза.
ДЛЯ молодого поколения Великая Отечественная война – это лишь история из далёкого прошлого. Но эта история будоражит всё внутри и заставляет задуматься о происходящем в современном мире. Требует помыслить о том, что мы не должны допустить ещё одной войны и доказать героям-солдатам – они не зря полегли в землю, не напрасно она пропитана их кровью. Россия будет держаться вечно, если мы не останемся равнодушными к истории страны, будем беречь завоёванное нашими предками право на свободу и укреплять связующую нить между поколениями.
М. НЕМИРОВСКАЯ, наш корр.

Материал подготовлен в рамках проекта «Отечества достойные!»

{"data":{"type":"initToParent","counterId":23721493,"hid":"768002663"},"__yminfo":"__yminfo:1701847120785:0.18782564299979554:0"}

Добавить комментарий

Войти с помощью: