Дошкольное детство без барьеров

Педагоги детских садов Жирновского района продолжают повышать своё профессиональное мастерство в сфере дошкольного образования. В целях приумножения методического опыта и прикладных знаний в области инклюзивного образования на базе ДОУ МДС №9 «Золотой ключик» г. Жирновска состоялся семинар по теме «Реализация инклюзивного образования в ДОУ: от теории к практике». Мероприятие проходило в формате офлайн и было нацелено на подготовку педагогических кадров к принятию идей инклюзивного образования, пониманию его задач, развитие способности реализовать в своей деятельности основные принципы инклюзии.

Открыла встречу методист МКУ «Центр сопровождения образовательных организаций адми-нистрации Жирновского муниципального района» С. В. Кузьмичёва, пояснив суть инклюзивного образования: это такая организация процесса обучения, когда все дети, независимо от их физических, психических интеллектуальных, культурно-этничес-ких, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и занимаются по месту жительства в организациях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учётом их возможностей и особых образовательных потребностей.
Далее к участникам семинара обратилась заведующая детским садом № 9 М. Б. Косьяненко, выбрав эпиграфом к своему выступлению фразу Льва Толстого: «Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним».
Марина Борисовна рассказала об изменениях в образовательной политике РФ, направленных на построение отношений участников образовательного процесса на основе уважения к личности друг друга. Гуманизация образования выражается, в том числе, в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам. Проблема сопровождения «особенных» детей раннего возраста заключается в отсутствии комплексного подхода со стороны социальных институтов, недостаточной пропаганды элементарных медицинских, педагогических, психологических знаний, скудной осведомлённости родителей о физиологии ребёнка и слабого внимания к периоду жизни детей от рождения до 3 лет.
Необходимыми условиями организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды и применение различных традиционных и инновационных технологий.
На семинаре старший воспитатель В. Н. Шароварова как раз и поделилась опытом работы в данном направлении.
– Перед нашим дошкольным образовательным учреждением в 2016 стоял вопрос об организации инклюзивного образования в условиях детского сада, так как группы стали посещать дети-инвалиды. Как организовать деятельность с детьми, имеющими нарушения в развитии, что необходимо для создания групп? На эти вопросы нам нужно было найти ответы. Работа по внедрению инклюзивного образования была построена в несколько этапов: создание нормативно-правовой базы; выявление ресурсов; разработка стратегии инклюзивной практики; организация повышения квалификации педагогов и специалистов; развитие родительской компетенции; реализация сетевого взаимодействия с партнёрами.
В настоящее время детский сад активно работает в направлении создания условий единого инклюзивного пространства, в нём действуют 2 группы общеразвивающей направленности и 6 групп комбинированной направленности.
Организована Служба ранней помощи: высококвалифицированная команда специалистов, состоящая из педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физкультуре, двух музыкальных руководителей. Сформировано организационно-методическое и материально-техническое обеспечение.
На сегодняшний день ДОУ посещает более 160 воспитанников, из них 8 «особенных» детей. На основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии для каждого ребёнка с ОВЗ разработаны адаптированные программы. Главной целью педагогического коллектива является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, развития адаптивных и коммуникативных возможностей, сенсорного обогащения, формирование основ базовой культуры личности и интеллектуального развития. В практической части семинара воспитатели и специалисты демонстрировали различные виды деятельности с «особенными» детьми с учётом их индивидуальных образовательных потребностей. Воспитатель
С. И. Лыскова показала возможности игротерапии в работе с детьми с ОВЗ, воспитатель Н. Ю. Горшкова представляла песочную терапию, воспитатели Н. В. Ткаченко и М. Р. Чумаченко – использование технологии нетрадиционного рисования, инструктор по физической культуре Г. Н. Дмитриева – физкультурно-оздоровительную работу, музыкальный руководитель Н. И. Курочкина – технику музыкального воздействия, учитель-логопед Л. С. Казакова и педагог-психолог Н. В. Деревьева – кружковую работу как средство социализации.
По итогам семинара-практикума участники сделали вывод, что в процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и групповой подходы. А для оптимального их объединения необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности, способствовать активному участию «особенных» ребятишек в жизни детского коллектива.
М. НЕМИРОВСКАЯ, наш корр.

По информации отдела по образованию администрации Жирновского района.
Фото из архива районо

{"data":{"type":"initToParent","counterId":23721493,"hid":"768002663"},"__yminfo":"__yminfo:1701847120785:0.18782564299979554:0"}

Добавить комментарий

Войти с помощью: