Духовность и нравственность – во главу угла

Дошкольный возраст и младший школьный возраст – то уникальное время, когда закладывается фундамент личности, поэтому так важно в этот период дать детям не только набор знаний, умений и навыков, но ещё и заложить в их души основы нравственности. В современном мире маленький человек живёт и развивается в окружении множества источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на ещё неокрепший интеллект и психику ребёнка. Поэтому проблема целостного духовно-нравственного воспитания детей сегодня актуальна как никогда. Обсудить цели и задачи работы по духовно-нравственному воспитанию на уровне дошкольного и начального образования в Жирновском районе, а также поговорить о практических приёмах и методах собрались четыре десятка педагогов из числа воспитателей детских садов и учителей школ района.
Участников встречи приветствовала В. Е. Камынина, руководитель дошкольного образовательного учреждения «Муниципальный детский сад № 2 г. Жирновска», ставшего площадкой для семинара. Она вкратце охарактеризовала существующую систему работы по духовно-нравственному воспитанию в муниципалитете.
Не случайно девизом встречи организаторы выбрали формулу «Будущее растим сегодня. Наш успех в содружестве, в соединении усилий», ведь к диалогу на обозначенную тему были подключены не только учителя и воспитатели, но и представители православной церкви.
Несколько слов о роли духовности в развитии детей сказал и протоиерей Александр Щичко, отметивший в своей речи, что церковь является верным помощником для образовательных организаций в этом созидательном процессе.
О том, что данной теме уделяется огромное внимание в образовании, говорила и методист районного Центра сопровождения образовательных организаций
С. В. Мантуленко.
Теоретическую часть программы открыла старший воспитатель детского сада «Тополёк» О. П. Иванченко, которая кратко рассказала о деятельности по духовно-нравственному воспитанию в учреждении, отметив, что она ведётся на основе программы «Истоки» по нескольким направлениям: работа с родителями, детьми, педагогами, с социумом. При этом самым ответственным делом считается подготовка педагогических кадров, для чего используют различные формы, такие, как курсовая подготовка, семинары, участие в образовательных чтениях, форумах, фестивалях, конкурсах педмастерства, мастер-классы, методобъединения, психолого-педагогическое консультирование, встречи с представителями православной церкви.
В практической части семинара участников разделили на подгруппы, которые затем отправили на просмотр открытых показов образовательной деятельности.
В рамках программы «Воспитание на социокультурном опыте» во второй младшей группе Л. А. Ряскова провела занятие «Доброе слово», в средней группе Е. А. Выску-
бова представила занятие с участием родителей «Дороги добра».
Совместное занятие «Защитники отечества» с детьми старшего дошкольного возраста и учащихся 2 класса МКОУ «СШ №1 г. Жирновска» показали воспитатель
Е. Бочарова и учитель начальных классов И. В. Саблина. По окончании смешанного урока И. В. Саблина рассказала о преемственности, существующей между детским садом и школой в рамках работы по духовно-нравственному воспитанию. Всё началось несколько лет назад с внедрения в образовательных организациях программы «Исто-
ки», направленной на обогащение детей в социальном, эстетическом, познавательном и физическом направлениях. Детсадовцы и младшие школьники изучали одинаковые блоки тем, но в разных объёмах. К сожалению, программа сохранилась и продолжает применяться лишь в детском саду. В условиях школы в силу объективных причин она не прижилась. Дабы не потерять установленную связь и наработанный опыт педагоги обеих организаций решили взаимодействовать посредством общих проектов. Первой совместной работой детсадовцев и учащихся младших классов стал проект «Великий князь Александр Невский», а несколько недель назад стартовал проект «Мы –
наследники Великой Победы» о героях-земляках, участниках Великой Отечественной войны. Первым результатом его стало оформление «Стены памяти» и помещение на неё двух фотографий воинов-земляков. Сообщения о своих героических родных подготовили их правнуки – С. Туркот и А. Король.
Из «Истоков» почерпнула вдохновение для своей работы и музыкальный руководитель Жирновского детского сада № 9
Н. И. Курочкина, организовав для воспитанников кружок «Свечечка». Основой послужила программа по духовно-нравственному воспитанию для дошкольников средствами продуктивной деятельности. Занятия группы выстроены таким образом, что знания, полученные детьми во время тематических бесед, закреп-ляются в процессе ручного творческого труда. Педагог пояснила, что о вере и традициях ребятишки узнают на примерах православных праздников.
В финале практического этапа семинара состоялся обмен мнениями. Обсуждение проходило по методике ресурсного круга, предложенной О. П. Иванченко. Каждый зритель высказался о том, что увидел, услышал и прочувствовал.
Завершился насыщенный день выступлением протоиерея  Константина Зеленского, руководителя религиозного отдела образования Урюпинской епархии и катехизации, кандидата педагогических наук, являющегося заместителем директора по научно-методической работе «Новониколаевской СОШ
№ 2» и доцентом кафедры культуры, искусства и общественных дисциплин Волгоградской государственной академии последипломного образования. Лекции священника всегда содержательны, интересны, познавательны и полезны. Он заострил внимание на содержании образовательной деятельности и смысловом понимании духовных истоков в образовании, при этом отметив, что, несмотря на то, что в современных образовательных стандартах прописан портрет ученика, которого общество должно получить в результате обучения и воспитания, но нет критериев того, какую личность в духовно-нравственном плане нужно вырастить. Константин Зеленский как педагог и пропагандист духовных и нравственных ценностей предлагает идеалом образования считать человека жизнеспособного, то есть научившегося созидать, сохранять и преображать жизнь, и уверен, что наравне с формированием востребованных компетенций у школьников следует воспитывать культуру, а вместе с военным и гражданским патрио-тизмом культивировать так называемый культурный патриотизм.
Семинар прошёл очень продуктивно для всех сторон. Организаторы наметили перспективы дальнейшей работы, участники приобрели новый практический опыт, гости укрепились в убеждении о необходимости дружеских связей и сотрудничестве, таком полезном для воспитания подрастающего поколения.
Тема духовно-нравственного воспитания, безусловно, будет ещё не раз обсуждаться педагогами нашего района, и важно то, что сегодня у общества появляется намерение растить молодое поколение добрым, духовным, честным, заботливым, ответственным.
М. НЕМИРОВСКАЯ, наш корр.

{"data":{"type":"initToParent","counterId":23721493,"hid":"768002663"},"__yminfo":"__yminfo:1701847120785:0.18782564299979554:0"}

Добавить комментарий

Войти с помощью: