Низкий поклон тебе, прадед!

Я родился в ХХI веке, поэтому о Великой Отечественной войне знаю только по литературным произведениям, фильмам и рассказам моих родителей. В детстве я любил слушать рассказы моей мамы про прадеда, который прошёл всю войну, встретил День Победы в Берлине и не получил на фронте ни одного ранения.
Красноармеец Семён Михайлович Гончаров, 1910 года рождения, уроженец Алтайского края Шипуновского района, был сибиряком-здоровяком. До войны работал в своём Шипуновском зерносовхозе шофёром. В начале июля 1941 года был призван РВК на службу в армию. Воевал с первого до последнего дня войны в звании рядового 648 Отдельного автомобильного ордена Красной Звезды батальона.
Судьба его побросала по многим фронтам. Воевал под Москвой, сражался на Курской дуге, гнал фашистов через всю Европу до Германии. 9 мая 1945 года встретил на окраине Берлина. В июле вернулся домой живым и невредимым в родной зерносовхоз, где его ждала жена Мария, моя прабабушка, и четыре дочки, в том числе моя бабушка Таисия.
Со слов моей мамы, прадед мог часами рассказывать о войне, а особенно про блокадный Ленинград, про «дорогу жизни» через Ладожское озеро. Вроде столько лет прошло с тех памятных дней! Всё дальше в глубину уходят события минувшей войны, а люди помнят её.
А моё воображение рисует картины давно забытого прошлого.
Ленинград был полностью взят фашистами в кольцо в сентябре 1941 года, когда гитлеровцы «перерезали» все железнодорожные, речные и автомобильные коммуникации. В блокадном городе оказались более 2,5 миллиона жителей. И единственным путём, по которому можно было доставлять грузы и эвакуировать людей, оказалось Ладожское озеро, связывавшее блокадный Ленинград со страной. «Дорогу жизни» прокладывали по принципу наименьших глубин, так как там лёд прорывался реже. И в ноябре 1941 года по тонкому ноябрьскому льду прошла первая транспортная колонна из 60 автомобилей. Она привезла в осаждённый город первое продовольствие. Среди добровольцев, рискнувших проехать по ещё неокрепшему льду, был и мой прадед рядовой Семён Гончаров. А сколько затем до февраля 1943 года было у него рейсов, он уже и не помнил сам.
Как рассказывал прадед, машины постоянно курсировали по замерзшему озеру. Немцы вели постоянный обстрел и бомбили магистраль. «Дорога жизни» для многих стала «дорогой смерти». Машины были так загружены, что их не выдерживал лёд, и они нередко уходили под воду. Грузовики двигались в двух направлениях: в город везли продовольствие, а из него эвакуировали детей, стариков, инвалидов. Прикладывались все силы, чтобы спасти как можно больше людей. Немцам так и не удалось остановить движение. Водители, как рассказывал Семён Михайлович, никогда не закрывали дверь кабины, чтобы успеть выпрыгнуть, если машина начнёт тонуть. Моему прадеду не один раз приходилось спрыгивать с подножки кабины.
По словам прадеда, «дорога жизни» не была просто дорогой по льду, по которому в Ленинград шли полуторки с продовольствием. Это была огромная инфраструктура, созданная на пустом месте, которая позволила снабжать в годы блокады Ленинград. А обратным рейсом из города везли продукцию, в том числе и военную, которую продолжали производить ленинградские заводы. Семён Михайлович вспоминал, что по ледяной поверхности переправляли даже тяжёлые танки КВ, выпускавшиеся в 1942 году. Ему тоже довелось переправлять такую железную машину через Ладогу, при этом предварительно сняв башню, чтобы сила давления на лёд по всей площади танка была равномерной, и буксировал её за собой на санях. Вот такой был мой смелый и мужественный прадед. Семён
Михайлович Гончаров был награждён многими медалями и орденами, но медаль «За оборону Ленинграда» всегда хранил отдельно от остальных и очень ей гордился.
Прошёл не один десяток лет с тех памятных дней. По воле судьбы я оказался в Санкт-Петербурге в феврале 2020 года. В память о подвиге на берегу Ладожского озера по маршруту «дорога жизни» на десятом километре есть памятник «Полуторке» – героической «машине-солдату». Это точная копия военного грузовика «ГАЗ-АА», отлитая из бронзы в натуральную величину. Вот туда-то и отправились мы с мамой, чтобы поклониться и вспомнить добрым словом нашего деда и прадеда…
Клим ЧЕПУРНОВ, Жирновск.

Фото из семейного архива

{"data":{"type":"initToParent","counterId":23721493,"hid":"768002663"},"__yminfo":"__yminfo:1701847120785:0.18782564299979554:0"}

Добавить комментарий

Войти с помощью: