Путешествие к центру России

Невероятные приключения жирновского путешественника Дмитрия Седова уже давно покорили сердца всех наших земляков. Читатели всегда с огромным нетерпением ждут, когда он возвратится из очередного своего похода и расскажет о своих впечатлениях. И Дмитрий старается никогда не подводить своих поклонников. Каждый раз он выбирает для себя очень необычные и интересные маршруты, чтобы потом было о чём поведать читателям.
Кто из вас, уважаемые читатели, хоть раз в своей жизни слышал про озеро Виви? А вот Дмитрий не только слышал, но и решил посетить его. Оказывается, это очень интересное и важное для нашей страны место. Всё дело в том, что пресноводное озеро расположено в Эвенкийском районе Красноярского края. Если уж быть ещё конкретней, то озеро Виви расположено на плато Путорана и является географическим центром России. Постоянных населённых пунктов на берегу нет, зато озеро богато рыбой.
– Меня давно манил Северный полярный круг. Я очень долго собирался посетить эти места. А Виви располагается как раз рядом с ним. Вот я и решил объединить две цели – и в центре России побывать, и Заполярье посмотреть.
Прежде, чем отправиться в путь, я тщательно изучил предполагаемый маршрут. Исследования привели меня к заключению о том, что прежде всего мне нужно добраться до реки Курейки, что протекает через город Светлогорск, а уже оттуда дикими тропами пробираться к намеченной цели.
По всему выходило, что впереди меня ждало несколько пересадок и путешествие не на одном виде транспорта. Так всё и вышло на самом деле. От Москвы до Красноярска я летел на самолёте, дальше в течение нескольких дней шёл по Енисею на теплоходе, потом был перелёт на вертолёте.
К этому времени в Заполярье начались белые ночи, очень интересное и впечатляющее зрелище. Правда, мой восторг немного подпортили мошка и комары. Там их так много, что укрыться нет никакой возможности.
В ожидании вертолёта мне предстояло провести не меньше двух суток. Поэтому я воспользовался передышкой, поставил свою уютную походную палатку и посвятил время рыбалке.
Затем я благополучно долетел до Светлогорска. Это совершенно маленький населённый пункт, в кото­ром насчитывается с десяток пяти­этажных домов. Как выяснилось, этот городок строили для людей, которые трудятся на обслуживании местной ГЭС.
Приятно удивило наличие магазина, в котором мне удалось купить сапоги и накомарник, такую сетку, которую надевают на голову, и её главной задачей является защита лица и шеи от укусов комаров. Однако для полярных насекомых, как оказалось, нет преград. Даже это надёжное средство не спасло меня от назойливой мошки. Кровососущая мошкара умудрялась протискиваться под плотную резинку и беспрестанно кусать меня.
Ещё в магазине мне подсказали, к кому нужно обратиться, чтобы продолжить путешествие на моторной лодке. Как и следовало ожидать, этим человеком оказался муж продавщицы. Я с радостью согласился, ведь дорог в этой местности нет совсем, а мне нужно идти вперёд. Все передвижения совершаются только водными путями.
И уже на следующий день под рёв мотора я мчался на лодке по поверхности водохранилища, образованного рекой Курейкой.
По плану следующей достопримечательностью на моём пути должно было стать озеро Дюпкун. Оно находится на высоте 109 м над уровнем моря, занимая дно долины на юго-западной окраине плато Путорана. Только представьте, длина озера превышает 160 километров, а близ его южного берега располагается Тальниковый водопад, предположительно самый высокий в России.
К вечеру муж продавщицы высадил меня на берег и уплыл в обратном направлении. Не теряя времени, я начал подъём в гору. Сначала шёл по таёжной местности, которая плавно перешла в заросли карликовой берёзы. Для путешественника это самое русское дерево в уменьшенном варианте представляет собой настоящий кошмар. Ветви деревьев располагаются так низко, что наносят непоправимый урон одежде и обуви путника. Зато в конце пути меня ждал приятный сюрприз. На вершине плато меня встретили самые настоящие северные цветы. Пейзаж просто завораживал своей красотой.
Вдоволь насмотревшись на местные красоты, я понял, что пора искать место для ночлега и приготовления пищи. Мне повезло, я достаточно быстро отыскал воду, поужинал и лёг спать.
Новый день моего путешествия принёс замечательную летнюю погоду. Было легко поверить, что находишься в сказке, если бы не одно «но». Меня продолжали преследовать комары. Своим писком и настойчивыми попытками добраться до открытых участков кожи они просто сводили с ума. Единственное спасение от них – это костёр. От жаркого пламени и едкого дыма насекомые стараются держаться подальше.
Этот день тоже принёс мне очень хорошие впечатления и подарил встречу с настоящим северным оленем.
Получилось так, что я шёл по плоскости, которая пересекалась долиной реки с обрывис­тыми берегами. Стоя на краю обрыва и любуясь открывшимся видом, я вдруг заметил рядом шевеление. Приглядевшись, я понял, что это движутся ветвистые рога оленя. Стараясь не создавать сильного шума, я начал приближаться к животному. Оказалось, что он даже не планировал меня бояться. Северный красавец гордо и неспешно шёл по своим делам, я ему был совершенно не интересен.
Весь следующий день я преодолевал плато и с удовольствием собирал ягоды и грибы. Вокруг, словно сотни зеркал, отражали солнечные лучи озёра самых разных размеров. Большие поражали своей прозрачностью, а те, что поменьше, удивляли тёмными, словно настоянными на травах, водами. И всё это в обрамлении цветущих растений.
На четвёртый день пути я обнаружил, что при подходе к истоку реки Курейки из озера Дюпкун нужно преодолеть заметное сужение берегов, которое считается «воротами Путоран», и обойти это великолепие стороной было выше моих сил.
Здесь возвышаются горы, и пейзаж разительно отличается от видов Курейки и водохранилища.
Несколько раз мне попадались останки очень старых эвенкских или ненецких промысловых стойбищ. Вероятно, здесь северные народы пополняли свои запасы рыбы.
Удивительно, но в местных заводях водится просто огромное количество рыбы. Ловить её можно чуть ли не голыми руками. В этом я убедился на собственном опыте. За полчаса я поймал не меньше десятка больших щук. Но мне так много было не нужно, поэтому одну я оставил на уху, а остальных выпустил в озеро.
Мои планы немного спутала непонятно откуда взявшаяся дымка. Она скрывала под собой буквально всё: горы, озёра, деревья. Естественно, это затруднило дальнейшее движение, поскольку сложно было определить направление, в котором нужно идти.
Уже позже местные жители объяс­нили мне, что это дым от пожа­ров в Якутии.
А пока я блуждал по задымлённой местности, злую шутку со мной сыграл навигатор. На мониторе вырисовывалось явно не то направление. Пройдя пару сотен метров, я лишь удостоверился, что иду не туда. Чтобы не усугублять ситуацию, я принял решение остановиться на ночлег. Удивительно, но с утра электронный гаджет подтвердил, что я шёл не в ту сторону, и проложил для меня правильный маршрут.
Кстати, если бы я не прислушался к своему чутью, то попал бы в крайне неприятную переделку. Неправильный маршрут непременно провёл бы меня по спуску с горы к горному озеру, а выбраться оттуда по болотистому склону было бы очень непросто.
На десятые сутки пути я покорил очередную гору и на её вершине решил, что пора поворачивать в обратный путь. Основной цели путешествия я достиг, при этом времени потратил немало, нужно выдвигаться в сторону цивилизации.
Часть пути я лез по скалам, оставляя за спиной россыпи озёр. Попрощался с Дюпкуном. Ещё в начале пути мне рассказали, где проходит туристический маршрут, поэтому я стремился попасть на него, чтобы воспользоваться попутной моторной лодкой. Как только я добрался до нужной точки, словно по волшебству услышал звук мотора, разносящийся над водной гладью. Но радоваться было рано, лодка плыла в противоположном направлении. Правда, мне всё же пообещали подобрать меня вечером на обратном пути. Экскурсовод сдержал своё слово и хоть со сдвигом по времени, но всё же подобрал меня. С туристами я доплыл до метеостанции, на которой, собственно говоря, и работал хозяин лодки.
На следующий день он перевёз туристов и меня через водохранилище в посёлок.
А дальше мне сопутствовала удача. Оказалось, что утром вверх по Енисею идёт теплоход. Таким образом, мне даже не пришлось несколько дней ждать попутного вертолёта. Я погрузил свой нехитрый скарб на борт теплохода и благополучно добрался до нужного мне населённого пункта.
ТЕПЕРЬ наш путешественник Дмитрий Седов может смело отметить ещё одно место на картах России и своих собственных странствий. Как признаётся сам Дмитрий, заграничных курортов он не приемлет. Для него куда милей таёжное бездорожье, чем Лазурный берег пусть даже самого дорогого и комфортабельного побережья.
Ну, а мне осталось только поблагодарить путешественника за интересный рассказ, пожелать ему новых, конечно же, удачных и необычных маршрутов. И чтобы после своего возвращения он вновь провёл нас с вами, дорогие читатели, по своим следам и открыл для нас очередной сокровенный уголок нашей прекрасной Родины.