Чтобы память жила…

Работа над статьёй о ветеране Илье Тихоновиче Суняйкином оказалась весьма кропотливой. Многие события последних, самых героических лет его жизни скрыты от потомков, которые бережно хранят память о нём. Так бывает почти всегда, когда солдат погибает в бою…
Остаётся довольствоваться короткими фактами. Подробнее уже никто не расскажет. Где они, свидетели ратных подвигов и последних дней солдата? Кто может поведать детям и внукам о том, как самоотверженно их отец и дед сражался, смело бросался в бой, защищая свою Родину? Разве что награды и документы, дошедшие до потомков: наградные листы да донесения о потерях… Документы – честные свидетели, они не лгут и не забывают, именно они помогают сейчас внукам разыскивать своих дедов и прадедов, но, к сожалению, эти очевидцы времени очень скупы и немногословны – отвечая на один вопрос, рождают десяток других.
История началась с того, что внучки И. Т. Суняйкина – Надежда Васильевна Васюткина и Валентина Васильевна Прокопенко – обратились к нам в типографию с просьбой изготовить табличку с фотографией дедушки для участия в акции «Бессмертный полк». Вот фотокарточка… Пожелтевший, потёртый временем, но всё же бережно сохранённый трепетным отношением потомков портрет, сделанный в далёкие-далёкие сороковые прошлого столетия. И даты… Год рождения и год смерти. Без чисел. Потому что точно не известно. И вот как раз этот факт и натолкнул на написание этой статьи. Сразу захотелось очень многое узнать о рядовом солдате. И мы узнали.
Илья Тихонович попал на фронт в конце 1942 года уже в достаточно зрелом возрасте. На тот момент ему было 33 года. У него была большая семья – жена и четверо детей. Он работал в колхозе Ардатовского района Мордовской АССР.
После мобилизации основное время своего боевого пути он провёл в составе 47 механизированной бригады. Был рядовым, пулемётчиком 3 мотострелкового батальона. Единожды, в декабре 1944 года, был отмечен правительственной наградой – орденом Красной Звезды за проявленные мужество, отвагу и героизм.
Тот бой был частью Рижской наступательной операции. 47 механизированная бригада входила в состав 5-й Гвардейской танковой армии. Это были мероприятия по блокированию остатков группы армий противника «Север» в районе Курляндского котла.
Участвуя в боевых операциях в районе Лыдзибас-Друнки в начале ноября 1944 года, И. Т. Суняйкин показал себя как мастер меткого огня, действуя мужественно и смело. Обеспечивал взводу форсирование реки Дзельда. Прикрывая своих, выдвинулся вперёд, вплотную к противнику, и огнём своего пулемёта не дал ему возможности подняться.
При отражении контратак противника в районе населённого пункта Друнки также вышел вперёд, выследил и уничтожил вражеского снайпера. Пулемёт товарища Суняйкина тогда не смолкал, работал без перебоев и безотказно.
Известно, что Илья Тихонович участвовал в сражениях в районе Восточной Пруссии, которые отличались огромными потерями из-за того, что противник установил на сравнительно небольшой территории множество долговременных укреплений, в которых вёл крайне ожесточённое сопротивление. Велись бои по окружению противника в Кёнигсберге, по отрезанию его от группы армий «Висла». 47 механизированная бригада в составе 5-й Гвардейской танковой армии участвовала на главном направлении Млаво-Эльбинг, пройдя расстояние за неделю.
Множество солдат остались на той земле. Илья Тихонович Суняйкин был ранен в ходе Млавско-Эльбингской операции, и 7 февраля 1945 года он умер от ран.
Наш герой был похоронен в городе Фрауэнбург в Восточной Пруссии (ныне Польша).
Сейчас нам кажется, что до Победы тогда оставалось совсем чуть-чуть, каких-то три месяца, но это было тяжелейшее время героических сражений, война продолжалась…
Вот так судьба одного рядового вместе с судьбами других солдат неразрывно слились воедино с историей нашей Победы, нашей страны. Так исторические факты и короткие упоминания в наградных листах помогают частично проследить боевые пути героических участников военных действий. Конечно, никто не расскажет нам о подробностях военных будней. Каким он был, рядовой Суняйкин? Но мы знаем, что он был смелым, отважным воином, храбро сражался и погиб за свою Родину.
Фамилия И. Т. Суняйкина упоминается в книге «Память. Республика Мордовия. Том 1».
Г. УСПЕНСКАЯ, внешт. корр.

 

{"data":{"type":"initToParent","counterId":23721493,"hid":"768002663"},"__yminfo":"__yminfo:1701847120785:0.18782564299979554:0"}

Добавить комментарий

Войти с помощью: