Чудо ежедневных открытий

В нынешнем году в Александровской средней школе последний звонок прозвенел для единственного выпускника-одиннадцатиклассника, а также девяти девятиклассников. Но от этой малочисленности мероприятие стало не менее торжественным.

Прощаясь с детством, выпускники подарили первоклашкам свои игрушки и торжественно передали школу следующему поколению выпускников. Напутственное слово вступающим во взрослую жизнь сказал глава Александровского сельского поселения Р. С. Алек-перов. Подарки за отличную учебу вручил представитель ООО «Транзит». Свой сюрприз приготовила директор Центра «Культура» Н. В. Максимова. Завершилась трогательная торжественная линейка настоящим последним звонком и салютом из серпантина.

Кстати, как признаётся директор школы Г. И. Шевченко, со времён введения единого государственного экзамена дети, опасаясь его, в старшую школу идут очень мало. В этом – большая проблема не только для Александровской школы, но и для всех сельских школ. Конечно, для учеников-старшеклассников полезна такая малочисленность. Например, у единственного александровского выпускника Никиты Пестич было практически индивидуальное обучение, и его учителя очень надеются, что итоговую аттестацию он сдаст достойно. Но в целом картина настораживающая. Всем бы хотелось, чтобы обязательное среднее образование дети получали дома, под присмотром родителей, в знакомых стенах. С другой стороны, уходя из школы после 9 класса и поступая в средние учебные заведения, ребята могут получить рабочие профессии, востребованные на рынке труда.

Сегодня ЕГЭ – процесс уже традиционный, ожидаемый, о котором известно если не всё, то многое, ведь целое поколение выросло, пройдя через эту форму итоговой аттестации в школе. Но всё равно волнение остаётся. Переживают учителя и родители, переживают дети – и ещё не известно, кто больше. Однако, как жизнь не стоит на месте, так и школа меняется. Сегодня она, с введением федеральных государственных образовательных стандартов уже не та, что была, например, 20-30 лет назад. Изменились не только выпускные экзамены.

– С введением ФГОС, а мы до-шли до 6 класса по этой программе, – урок действительно отличается, – рассказывает Галина Ивановна. – И если мы привыкли, что в традиционной школе главным источником информации был учитель, то теперь основа – собственный поиск учеников. Сейчас учитель направляет работу, а дети сами формируют тему, цели, задачи, ищут пути решения, добывают информацию. Конечно, у кого-то это получается лучше, кто-то тяготеет к традиционным методам. Требования повышаются, изменилось отношение к учёбе у детей. Работаем в этом направлении. В том числе с повышением собственного уровня образования. С введением нового стандарта педагога наши учителя практически все получают послевузовское образование.

– Наверное, и объём знаний дети получают больший?

– Безусловно, больший уже потому, что больше возможности эту информацию получить, – продолжает директор. – Я рассказываю своим ученикам, как в былые времена мы в очереди в библиотеке за книгами стояли, как только на одну ночь нам выдавали книги. Сейчас практически безграничные возможности с развитием сети Интернет. К сожалению, эти возможности работают как на благо, так и во вред. Я преподаю литературу и вижу, что дети непосредственно произведения стали читать реже. Краткое изложение, аудиокниги, экранизации – но ни один фильм или реферат не заменят непосредственно текст. Но использую и это на уроках, например, даю задания найти тем переживаниям, которые мы увидели на экране, словесное сопровождение в тексте.

Учителя, особенно по физике и химии, используют онлайн-практические работы. Ну не может школа себе позволить иметь все препараты и всё оборудование, которое возможно использовать на уроке – здесь Интернет значительно помогает образовательному процессу. По истории – тоже большие возможности, можно подключиться, например, к любому музею, посмотреть экспонаты и архивные документы.

Одна из особенностей Александровской школы – наличие филиалов. Образовательное учреждение одним из первых в районе пошло на то, чтобы к нему были присоединены малочисленные сельские школы в Андреевке, Ершовке и Тарапатино. По сути, объединена была административная часть работы. Непосредственно школы в этих сёлах остались. Галина Ивановна призналась, что работать вот так, на несколько населённых пунктов, с одной стороны, конечно, сложно, а с другой – невероятно интересно.

– Сложно потому, что сёла удалённые и труднодоступные. Это Тарапатино и Ершовка, куда даже дороги с твёрдым покрытием нет, – говорит директор. – Моё непосредственное присутствие при решении каких-то вопросов – проблематично. Я очень благодарна руководителям филиалов Любови Ивановне Бочановой (Андреевка), Надежде Александровне Чуриловой (Ершовка), Татьяне Николаевна Мельхер (Тарапатино). Абсолютное большинство проблем они взяли на себя. Это касается и закупки продуктов для столовой, и организации учебного процесса, и составление расписания, и работы в «Сетевом городе». Поэтому на самом деле мы выезжаем только, если случаются форс-мажорные обстоятельства. А интересна, конечно, совместная работы. Мы проводим общие педагогические советы как на базе нашей школы, так и в филиалах. Эти педсоветы мы сопровождаем непременно уроками с целью обмена опытом, оказания помощи. Когда собираются учителя одного предмета – уже можно поделиться наблюдениями, наработками, выводами, попросить совета. В прошлом году, например, общими усилиями хорошее начинание сделали. У нас выпадала исследовательская работа. Мы провели педсовет, чтобы обозначить эту проблему, наметить пути её решения, самим преодолеть эту трудность. В результате у нас прошла первая конференция внутри школы, принимали участие ребята из Андреевки, Ершовки, Александровки. В этом году присоединилось Тарапатино – второклассник Михаил Каляндра и его учитель Екатерина Александровна Твердохлебова подготовили интересную работу по окружающему миру, о наблюдении за лошадьми. На районном мероприятии «Юность науки» ершовский мальчик Алексей Дейнов (преподаватель Людмила Викторовна Макшанцева) занял второе место, а ученики преподавателя по физике и информатике Игоря Ивановича Лемешкина – первое. Может, сами мы и не начали бы эту работу. А вот так, все вместе – это же очень интересно!

Когда одна школа расположена в нескольких удалённых друг от друга населённых пунктах, большую роль в организации работы приобретает Интернет. В частности, программа «Сетевой город», в которой работают все школы России. Она включает в себя электронные журналы и дневники, информацию о ребёнке и родителях. Это очень удобно, когда администратор может, не выходя из кабинета, проверить состояние дел по всем филиалам. Все виды отчётности тоже в электроном виде. Раньше были проблемы – ведомости в конце четверти надо было или везти, или с кем-то передавать. Это создавало дополнительные сложности.

Школьная жизнь – не только образование. Все мы вспоминаем из своих школьных дней не столько уроки, сколько внеурочные занятия – интересные, веселые, познавательные приключения. Александровским детям будет что вспомнить. Взять хотя бы занятия по технике пешеходного туризма, которые ведёт преподаватель по физике и информатике Игорь Иванович Лемешкин. Эти занятия одинаково любимы как старшеклассниками, так и учениками младших классов. Недаром трое александровских учеников – Алексей Кожаев, Виталий Крылов, Игорь Непейн – вошли в сборную района, стали участниками областных соревнований по этому виду спорта.

Ученики школы достойно выступили на таких районных мероприятиях, как «Радуга успеха», «Пасхальный фестиваль», а в фотоконкурсе «Детства счастливая пора» почти во всех номинациях заняли призовые места.

Очень любят александровские мальчишки футбол, секцию которого ведёт Валерий Митрофанович Харченко. Настолько, что на районные соревнования школа выставила сразу две команды.

С наступлением весны школьники вышли на субботник. Убрали не только школьный двор, но и взяли шефство над детскими площадками, по согласованию с администрацией поселения, разумеется. А также провели акцию «Чистый берег».

А сколько волнений было при подготовке к празднованию Дня Победы! Александровские школьники вышли на парад, обеспечили шествие «Бессмертного полка», что сделало праздник ярким и пат-риотичным.

В год экологии школы района участвуют в своеобразном «Путешествии по Жирновскому району». Александровской школе, когда пришла её очередь принимать гостей, было что показать и в природном, и в историческом плане. Проводившие экскурсию учитель географии Надежда Васильевна Брагина и учитель биологии и химии Наталья Николаевна Дубровина рассказали о геологических и исторических достопримечательностях – Большом каменном овраге, о соляном пути, обитавших в пещерах Малого каменного оврага разбойниках. Ребята даже смогли зайти в одну из этих пещер, увидели камень, на котором разбойники делили добычу. Также гостям рассказали об истории памятника комсомольцам, погибшим от рук банды Бородая, памятника участникам Великой Отечественной войны. Участники экскурсии посетили краеведческий уголок в библиотеке, где узнали об истории села, и храм, где также услышали о фактах из его истории. Экскурсия оказалась насыщенной. Помимо Александровки и её окрестностей в программе была Бахметьевка с полуразрушенной часовней и Ершовка, где участники экскурсии любовались полями тонколистого пиона – очень редкое по красоте своей природное зрелище.

Как бы ни менялась школа, как бы ни трансформировался учебный процесс, неизменным остается одно, и Александровская школа это доказывает, – чудо ежедневных открытий, которые совершают юные пытливые умы.

Людмила Шалаева, наш корр.

{"data":{"type":"initToParent","counterId":23721493,"hid":"768002663"},"__yminfo":"__yminfo:1701847120785:0.18782564299979554:0"}

Добавить комментарий

Войти с помощью: