В ожидании праздника

Чувство приближающейся осени: первые прохладные рассветы, половинка размытой луны, яркий огненный сарафан осины среди вполне ещё зелёных вязов – эти ощущения первых дней сентября дают нам повод и право ещё раз поговорить о том, кто мы и что делаем на этой земле, а главное, какой след останется в памяти тех, кто придёт после нас.
Я давно живу в этом городе и пережил уже несколько его взлётов и падений. Самое мощное, прошедшее сквозь годы впечатление – это, конечно же, расцвет его строительства. Даже сейчас, сквозь толщу лет, я ярко вспоминаю тот юный задор, энергию и всепобеждающую уверенность в скором и счастливом будущем молодёжи, приехавшей из разных уголков России в этот забытый Богом угол, «чтоб сказку сделать былью». Строительных организаций тогда в Жирновске было больше, чем сейчас киосков с чебуреками. Приехав сюда на строительство нового молодого города, многие затем оставались в нём навсегда, создавали здесь семьи, строили карьеру, состоялись в профессии или просто жили и трудились, радуясь каждому дню.
Ну что там греха таить, даже в столице такой огромной страны, как СССР, знали и помнили о городке нефтяников в излучине Медведицы.
Беспрерывным потоком поступали сюда не только строительные и производственные материалы, но и кадры для растущего города. Планомерно и продуманно страна направляла в Жирновск строителей и учительниц, буровиков и медсестёр, нефтяников и выпускниц культпросветучилищ. А сколько приезжало сюда молодых семей, решивших связать свою судьбу с судьбой нефтяной столицы Поволжья!
В архиве снимаю с полки пожелтевшие подшивки районной газеты «Коммунист» за семидесятые годы: чуть не в каждом номере сообщения о сдающемся многоквартирном доме, кафе, парикмахерской или стадионе. На фотографиях толпы молодёжи на улицах растущего на глазах города. Город, утопающий в зелени. Сортовые розы на клумбах и поливальные машины на дорогах.
Были в истории нашего города и другие времена. Утомлённые нефтью буровики и разработчики, первые крутые иномарки в НГДУ, бартерные сделки и раздача телевизоров и музыкальных центров с пультами дистанционного управления, три тысячи работников, да что там, целые династии, семьи тружеников в нефтегазодобывающем управлении, безоблачное и безбедное будущее. Что, забыли, как местные нувориши внукам своим вместе с портфелями на 1 сентября дарили ключи от квартир в Саратове? Как злобный, бесчеловечный оскал капитализма разорвал общество на бесправных нищих бюджетников и вполне себе обеспеченных нефтяников? Вчерашний троечник, правдами и неправдами пробравшийся в УБР или НГДУ, мог с ухмылкой поглядывать на своего недавнего педагога или посмеиваться над доктором.
Работать в «нефтянке» было очень тяжело, труд этот весь состоял из лишений – вахты, разлуки с семьёй, непогода, вредное производство, но за это в те годы хотя бы хорошо платили! Однако и те времена канули в Лету.
Хорошо помню, каков был всплеск энтузиазма, когда стало известно об открытии Макаровского месторождения. Жирновск, к тому времени подуставший, весь в гроздьях качалок, уже не выглядел таким бравым молодцом, как прежде. Однако известие о том, что геолог Саблин открыл новое мощное месторождение, которому впоследствии было присвоено его имя, всколыхнуло жирновчан. Работы хватало всем – и буровикам, и разработчикам, и транспортникам. Вахтовые «Икарусы» собирали и развозили по домам тружеников отрасли из Красного Яра, Медведицы, Нижней Добринки, Линёво, Александровки и т. д. Вертолёты высаживали вахты уставших и подхватывали группы отдохнувших спецов, обеспечивая бесперебойность процесса бурения скважин и добычи нефти и газа.
Пожалуй, этот период можно смело назвать вторым пиком в судьбе Жирновска. Масса высокооплачиваемых рабочих мест, социальные лифты в профессиях, радужные перспективы…
Помню большую статью в районной газете из тех времён под заголовком «Золотое кольцо Жирновска». Цепь нефтеносных месторождений и впрямь замкнулась кольцом Макаровки, да ещё каким!
Жирновск не просто встряхнулся, а реально расправил плечи, похорошел и помолодел. Однако спустя десятилетия и эта страница его истории была перелистнута в стопку славных, но уже бывших подвигов.
А что же, спрошу я вас, сам Жирновск? Как он изменился за эти годы? Стал ли суперсовременным мегаполисом, как предсказывал ему кудесник, директор музея Гайдучёк? Канул ли он в вечность, как сёла Рыбушка, Кальники, Широкое, Новая Николаевка, хутора Красный и Одиннадцатый, когда-то бурлившие жизнью на территории нашего района?
Нет, город жив и более того, проявляя чудеса живучести, он расцветает! Теперь уже невозможно объяснить, почему в те годы, имея переполненный бюджет, его власти не озаботились тем, чтобы город состоял не только из унылых шаблонных пятиэтажек, безусловно, очень нужных и долгожданных, но и из парков и скверов, парковок и пешеходных зон, ярких и безопасных детских площадок и фонтанов. Фантастика, но самим труженикам нефтегазодобывающей сферы, наполняющим бюджет налогами от своих заработков, толком негде было погулять с детьми, негде посидеть с приятелями, отдохнуть и развлечься. Были, безусловно, стадион, ДК, летний кинотеатр и городской парк. Но и всё!
Сегодня мой товарищ, богатый тремя внуками, выходной день с ними начинает в горсаду, к обеду перебирается в обновлённый Комсомольский парк, а затем, отдав долг памяти в роскошном парке Победы, завершает променад в сказочном «Золотом ключике» на Коммунистической. А бюджет района, отягощённый вынужденными кредитами, волочит на себе и горячее питание для младших школьников, и коммуналку, и социалку, да ещё и благоустройство!
Снова осень. И снова сливаются в одну даты дни рождения города, района и дня нефтяников. Каким мы будем вспоминать этот сентябрь? Масками и санитайзерами? Коронавирусными сводками? Массовыми мероприятиями из 10-12 человек? Или всё-таки непобеждённой, несломленной волей к жизни, желанием творить и созидать, продолжаться в своих детях, состояться в семье и в профессии?
Почему-то ярко вспыхивает в памяти картинка из дальнего прошлого. На окраине Линёво когда-то стояла ветхая деревянная будка, в которой по утрам грузная неряшливая баба торговала керосином на разлив. Жидкой цепочкой стекались к будке пацанва на велосипедах и взрослые люди – кто с бидончиком, кто с канистрой, а кто и просто со стеклянной банкой. Одного качка ручным насосом хватало, чтоб наполнить мерку топливом для примусов, керосиновых ламп и керогазов. Тихонечко подошёл к хвосту очереди ветеран на скрипучей деревянной ноге. И очередь молча расступилась. На лацкане поношенного пиджака висела одна-единственная медаль «За Победу над Германией». Почему-то она развернулась реверсом вперёд и на нём тускло светилась выпуклая надпись «Наше дело правое! Победа будет за нами!». Совсем ещё не старый тогда фронтовик наполнил свою баклажку керосином, сказал всем «Спасибо!» и поскрипел на своём протезе в сторону села. Сейчас, сквозь толщу лет, я со внезапным озарением и откровением понимаю, что это и есть самая непреложная истина: «Наше дело правое!». Всё это вместе и есть история моего города и моего района – и тот ветеран, и первооткрыватели жирновской нефти, и строители города, и созидатели трудовой чести, доблести и славы тружеников – жирновчан.
Трудные сейчас времена? Есть такое дело. А когда было безоблачно и легко? Много сложностей и проблем? Тоже знакомо. Так что теперь – посыпать голову пеплом? Неэффективно и безрезультатно. Выстоим. Выдержим. Преодолеем. И эту осень, и эти праздники встретим с высоко поднятой головой. Победа будет за нами!
В. ФЁДОРОВ, г. Жирновск.

 

{"data":{"type":"initToParent","counterId":23721493,"hid":"768002663"},"__yminfo":"__yminfo:1701847120785:0.18782564299979554:0"}

Добавить комментарий

Войти с помощью: