Их детство было опалено войной

Мужеством советского народа наполнены страницы Великой Оте-чественной войны. В те страшные годы тяжело было всем: невыносимо тяжело на полях сражений, тяжело женщинам и старикам, взвалившим на свои плечи непосильный труд на фабриках, заводах, в сельском хозяйстве. Но во много раз тяжелее самым незащищённым, самым маленьким – детям. Страшные воспоминания остались на всю жизнь у «детей Сталинграда», поневоле оказавшихся в самом аду Сталинградской битвы.
Детство жительницы Линёво Марии Афанасьевны Кирилиной тоже было «опалено» войной. В дни Сталинградской битвы ей было 14 лет. Как и всем детям Сталинграда, ей довелось пережить немало страданий и скитаний. О том, как она чудом сумела выжить в дни кровавой битвы, и как сложилась её жизнь после войны, Мария Афанасьевна рассказала руководителю школьного Музея боевой славы Линёвской СШ Ирине Валентиновне Манжосовой.
– Я родилась 16 февраля 1928 года в деревне Долгонький, которая находилась возле посёлка Красный Яр. Сейчас этой деревеньки уже нет. Наша семья Третьяковых уехала работать в Сталинград. Жили в части города под названием Дар-гора (сегодня Ворошиловский район). Мама Галина Дмитриевна Третьякова работала в Сталинграде.
Когда началась Сталинградская битва, наша семья переехала к тётке, которая жила рядом с аэродромом. Дядька выкопал блиндаж, где все прятались от бомбёжек.
23 августа при массированной атаке немцев весь город почти превратился в руины. Разрушился и служивший нам укрытием блиндаж. Тогда мы с родственниками перебрались в подвал разрушенного трёхэтажного дома. Ночью мы прятались среди развалин подвала, а днём, когда немцев оставалось мало, мы вместе с мамой оправлялись добывать еду. Отчётливо, как вчера, помнится один случай, во время которого я чудом осталась жива.
Мама пошла на Волгу за рыбой, а я с небольшим ведёрком побежала за водой. Чтобы добыть воду, надо было преодолеть глубокий длиннющий овраг. Вдруг началась перестрелка. Надо было быстро куда-нибудь укрыться. Я увидела блиндаж, закрытый пологом, быстро забежала туда и стала ждать, когда закончится бой.
Стрельба прекратилась, и я уже собиралась выйти из укрытия. Неожиданно полог открылся. Передо мной стояли два немецких солдата. Я по-прежнему вспоминаю спустя долгие годы глаза солдата, который направил на меня дуло автомата. Но тут другой солдат ему что-то быстро сказал. Автомат отвели в сторону, а мне рукой показали: «Уходи». Я побежала к себе в подвал что было сил. Потом, опомнившись, увидела, что крепко держу в руках пустое ведро. Только теперь понимаю, что была на волосок от смерти.
До сих пор задаюсь вопросом, почему меня не убили. Может быть у них тоже были дети, а может просто пожалели измождённую девчонку… Остаётся только гадать, что могло остановить фашистов. Но я осталась жить. Какое счастье было это осознавать! Однако ещё немало испытаний предстояло пережить мне и моей семье.
В один из дней Сталинградской битвы немцы собрали всех, кто прятался в подвалах, и погнали из города неизвестно куда. На ночь мы останавливались, а днём всё время шли, несмотря на жуткую усталость. Много людей по дороге умирало от болезней и голода. Однажды нашу пешую колонну разместили в деревеньке. Утром проснулись, а в деревню уже пришли советские бойцы. Как мы тогда обрадовались, не верилось, что этот тяжелейший путь завершился. Когда война закончилась, мы с семьёй вернулись в свою родную деревню Долгонький. А затем переехали в посёлок Линёво, бывший тогда райцентром.
Здесь мы устроились на работу в колхоз имени Ворошилова. Председатель колхоза Николай Иванович Малянов выделил нам домик. Работу я выполняла разную: и сено возила на быках, и на тракторе была прицепщицей. Летом все колхозники жили на полевом стане, ночевали в амбаре. Утром вставали и шли в поле.
Потом я устроилась на работу в совхоз «Линёвский». Мой бригадир, участник Великой Отечественной войны, Коротков отмечал, что я очень добросовестно отношусь к труду. Здесь мы на плантациях высаживали рассаду овощных культур. Ухаживали за ней, собирали урожай. Но я сильно заболела, видимо, из-за тяжёлой работы.
Тогда моя сестра посоветовала обучиться на машинистку. Так я и сделала. А после учёбы устроилась машинисткой в райздравотдел. Вышла замуж за участника ВОВ Алексея Филипповича Кирилина. С ним мы прожили долгую жизнь, вырастили и воспитали двоих детей. Алексей Филиппович из села Ершовка. И тут у него был домик, который находился рядом с детским садиком, куда я и пошла работать нянечкой, потом ещё на пенсии работала там сторожем.
Руководитель музея Ирина Валентиновна также рассказала, что Мария Афанасьевна – творческий, талантливый человек и более тридцати лет выступала в ансамбле «Сударушка». Вместе с ансамблем часто ездила по сёлам и городам, привозя победы с различных конкурсов и фестивалей.
Кстати, в этом году Мария Афанасьевна отметила свой 90-летний юбилей. И все, кто её знают – близкие, односельчане – преклоняются перед её стойкостью и мужеством, перед её желанием жить и творить доброе, светлое. Эта милая женщина, хорошая мать, внимательная бабушка своими делами дарит людям радость.
Живите долго, Мария Афанасьевна, и будьте счастливы!
Яна ШАМОВА, наш корр.
Фото из архива И. В . Манжосовой

{"data":{"type":"initToParent","counterId":23721493,"hid":"768002663"},"__yminfo":"__yminfo:1701847120785:0.18782564299979554:0"}

Добавить комментарий

Войти с помощью: