Немеркнущая память народа-победителя

В Волгоградской области с 2014 года проводится системная работа, направленная на сохранение исторической правды, увековечение памяти.
По информации комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области, уже сейчас стартовал этап разработки проектно-сметной документации, который планируется завершить до конца марта. Подрядчики проведут комплексное обследование объектов, которое позволит оценить состояние мемориалов и определить перечень предстоящих восстановительных мероприятий. Ремонтно-реставрационные работы начнутся с наступлением устойчивой теплой погоды.
В рамках программы реконструируют воинские захоронения и мемориалы в Красноярском городском и Нижнедобринском сельском поселениях Жирновского района.
Напомним, 52 памятника и братских захоронения обновят в 22 районах  по специально разработанной к 80-летию Сталинградской Победы областной программе.
В дни Сталинградской битвы в Красном Яре было развёрнуто три госпиталя. Не всем раненным удалось выжить, и свой последний приют солдаты нашли в красноярской земле. На гражданском кладбище похоронено 199 защитников Сталинграда.
Об интересной судьбе одного из госпиталей мы и хотим сегодня рассказать читателям. Благо сохранились воспоминания местных жителей, которых судьба свела именно с этим учреждением. В далёком 1995 году на страницах газеты «Жирновские новости» была напечатана статья жителя р. п. Красный Яр В. Блоцкого. Публикация называлась «От Красного Яра до Чепеля», и в ней как раз речь шла о военном госпитале № 3805.
«На одной из встреч ветеранов войны Красного Яра зашла речь о госпитале № 3805, который был организован в посёлке в 1942 году.
Мне тогда шёл шестой год. Мы с матерью ходили к раненым с маленьким узелком. В нём были бинты, салфетки, полотенца, выстиранные и выглаженные. В мою обязанность входило одно – раздувать древесные угли в утюге. Запомнился спёртый воздух в палатах. Дяди на костылях».
У ветеранов войны воспоминания, конечно, богаче и ярче. Интересную историю рассказал участник Сталинградской битвы, бывший минёр Алексей Иванович Острогорский.
В первые месяцы существования госпиталя он подвозил раненых на колхозных лошадях со станции Ададурово в центр Красного Яра. Дорога была ухабистая, тряская. Тяжелораненые стонали, кричали, ругались. Сердце парня надрывалось от жалости. Но как ни старался ехать потише, легче несчастным не становилось.
Всех было жалко. Но разговор с одним пожилым солдатом настолько был неожиданным, что едва не лишил его дара речи. Раненый назвал себя Павлом Брыкиным и просил передать о себе весточку Анне Ивановне Острогорской, своей сестре, то есть матери Алексея.
В полной мере их страдания он пережил и понял намного позже, в 1945 году, когда в Венгрии был тяжело ранен и контужен. Малейшее движение, прикосновение вызывали нестерпимую боль.
– Несчастье случилось в Будапеште в конце января, – уточняет Алексей Иванович. – Там и лечился, а потом как выздоравливающего перевели в город Чепель. Наступила весна, и мы, солдаты, часто выходили во двор, на улицу, а кто покрепче и посмелей – отлучались в город. В одну из прогулок ко мне подошла молодая красивая девушка в белом халате. С приятной улыбкой и украинским акцентом поприветствовала и спросила:
– Вас зовут Лёшей?
– Да.
– А фамилия Острогорский?
– Да.
– Из Красного Яра?
– Да.
– А я Таня Зюбенко, тоже из Красного Яра. Не узнаёте? А я вас сразу угадала.
Потребовалось несколько секунд после таких слов, чтобы вспомнить Таню, худенькую, стройненькую девчушку, которую знал Алексей по госпиталю № 3805 в Красном Яре. Теперь она подросла, похорошела, как говорят украинцы, стала гарна дивчина, что в русском варианте – кровь с молоком.
– Встретить земляка на войне, да ещё в чужой стороне, – говорит Алексей Иванович, – это настоящий праздник для души.
В порыве радости молодые люди по-родственному обнялись, расцеловались и долго-долго разговаривали о судьбе земляков.
Оказалось, Таня вместе со своим госпиталем прошла весь путь от родного порога до Будапешта. Но самое неожиданное было то, что Алексей впервые узнал, где долечивается, – именно в своём, Красноярском госпитале № 3805. Тут по-прежнему ухаживают за раненными бойцами хорошо знакомые девчата.
Медсёстры Маша Жохова, Даша Шматко; санитарки Маша Москаленко, Таня Зюбенко, Маша Онипченко, повар Поля Ткаченко, разнорабочие Шура Битюцкая, Аня Дуденко. Всех сразу и не вспомнили. Только потом, при других встречах, насчитали ещё около десятка землячек, в том числе Таню Беличенко, Полю Квартину, Таню Плотникову».
Сергей СПИКИН, наш корр.

{"data":{"type":"initToParent","counterId":23721493,"hid":"768002663"},"__yminfo":"__yminfo:1701847120785:0.18782564299979554:0"}

Добавить комментарий

Войти с помощью: