Прогулка по Военно-Грузинской дороге

Прошедший год для нашего друга путешественника Дмитрия Седова выдался крайне удачным. За один сезон он успел побывать в нескольких уникальных природных зонах нашей страны и даже заглянуть немного за её пределы.
Постоянные читатели уже хорошо усвоили, что жирновский Робинзон неравнодушен именно к северным краям нашей необъятной Родины, и с нетерпением ждут новых повествований о походах в седые, туманные и заснеженные дали. И Дмит-рий старается не разочаровывать своих поклонников, коих за последние годы, в том числе благодаря газете «Жирновские новости», стало значительно больше. В начале года он рассказывал нам о своём походе на Северный Урал в район знаменитого перевала Дятлова и посещении Печоро-Илычского заповедника. Летом неутомимый путешественник побывал в географическом центре России, который расположен на плато Путорана в Эвенкийском районе Красноярского края. А по осени все мы с восторгом следили за его путешествием к Торговому озеру в район Приполярного Урала.
Завершить это год Дмитрий решил тоже в духе авантюрных странствий. И целью для себя он избрал не самое обычное место как с точки зрения истории и географии, так и со стороны безопасности. Пунктом назначения он избрал Военно-Грузинскую дорогу. Вернее ту её часть, которая пролегает по территории Абхазии. Это дорога проходит через Главный Кавказский хребет и соединяет города Владикавказ (Северная Осетия) и Тбилиси (Грузия). Была известна с древних времён как Дарьяльский проход. Длина дороги составляет 208 километров. Постепенно поднимаясь вверх, она проходит по долине реки Терек, пересекает Скалистый хребет по Дарьяльскому ущелью, затем по ущелью реки Байдарка подходит к Крестовому перевалу, откуда спускается в долину реки Белая Арагви и по правобережью реки Кура выводит к Тбилиси.
– Идею побывать на этой легендарной дороге я вынашивал несколько лет, – начал свой рассказ Дмитрий. – Я даже обращался с письменными запросами в Управление пограничных войск, в Министерство внутренних дел, чтобы получить разрешение пройти по ней. Вот только ничего, кроме официальных отказов, не получил. К тому же меня предупредили об уголовной ответственности в случае нарушения запрета.
Но, как говорится, охота пуще неволи. Я решил подойти к своей цели немного с другой стороны. Изучив все риски и возможности, первым делом я направился в Абхазию. Я посчитал вполне вероятным проехать по той части военной дороги, которая проходит по территории этого южного региона.
В начале ноября я погрузил свой велосипед в поезд и двинулся в путь. Погода мне благоволила. В Абхазии в то время ещё вполне можно купаться в море и наслаждаться теплом. Представляете себе, на календаре 7 ноября, а я плаваю в мягких морских волнах. Удивительно!
Ещё при пересечении границы я уточнил направление движения. Пограничник, вполне себе отзывчивый человек, подробно рассказал, что сначала мне нужно миновать Сухум, добраться до Управления Государственной безопасности, получить там разрешение. Затем вернуться назад и согласовать маршрут в Управлении пограничных войск. Только после этого, возможно, путь будет открыт. Как честный гражданин я выполнил все эти условия и получил долгожданный «зелёный свет». Правда, пройти мне разрешили не более 30 километров. Дальше находится командно-пропускной пункт и проход надёжно перекрыт.
Первый день моего путешествия проходил ещё по населённым мес-там. Хочу отметить, что люди там живут очень доброжелательные. Интересно, но так происходит практически везде, где я бывал – чем дальше от цивилизации, тем отзывчивей люди.
Редкие прохожие обязательно интересовались, всё ли у меня в поря

 

 

дке, не нужна ли помощь, говорили, где лучше проехать, угощали местными мандаринами.
Как выяснилось, в абхазских горах много интересного и необычного, помимо местного населения. К примеру, климат и растительность. Их просто невозможно ни с чем сравнить.
Военная дорога оказалась настоящим испытанием. Те километры, которые мне было позволено пройти, оказались скорее направлением. Совершенно разбитое дорожное полотно, местами сохранившее отдалённое напоминание о том, что когда-то давно здесь был асфальт, словно утекало из-под ног. Даже структура горных пород здесь способствовала созданию дополнительных сложностей. Путь сплошь состоял из мягкого и очень скользкого известняка.
Тоннель, который был расположен на моём маршруте, тоже не вселил оптимизма. По сути, это давно забытое и заброшенное сооружение, которое время и погода превратили в обветшалый и опасный проход сквозь часть скалы.
Несколько раз меня обгоняли военные машины, напоминающие о том, что я нахожусь под постоянным пристальным надзором.
Добравшись до КПП, я увидел, что сразу за ним начинается ещё один тоннель, но вход в него строго охраняется солдатами.
Уже спускаясь назад, я наткнулся на Шакуранский водопад. Он находится в Кодорском ущелье и получил свое название благодаря реке Шакуран, на которой он находится, и состоит из системы трёх каскадов. Это поистине завораживающее зрелище. В его нижней части потоки воды за многие десятилетия создали промоины, которые создают иллюзию просторных залов с колоннами прямо под открытым небом.
Поскольку временем я располагал в избытке, то решил поискать вокруг ещё какие-нибудь достопримечательности. Мой верный помощник навигатор показал, что поблизости есть озеро Амткел. Это второе по величине в Абхазии озеро. Оно немногим уступает в размерах всем известной Рице. При этом Амткел выигрывает у неё в возможности любоваться первозданной красотой в тишине и безмолвии. Озеро образовалось в результате землетрясения в 1892 году.
По пути к озеру я попал в национальный парк «Кодорское ущелье». Это уникальная природная достопримечательность Абхазии, которая считается самой красивой речной долиной в регионе. Она тянется почти на 100 км от истока реки Кодор по склонам Главного Кавказского хребта до пересечения равнины неподалеку от селения Наа.
Его территория удивляет широким спектром ландшафтов – начиная от горных хвойных лесов и заканчивая прерывистым снежным покровом. Как раз вдоль Кодорского ущелья проходит Военно-Сухумская дорога, как теперь называют Военно-Грузинскую дорогу в Абхазии в виду известных конфликтов с Грузией.
В середине пути вышло так, что мне нужно было переходить от одной реки в русло другой. И тут, как говорится, началось самое интересное. Благодаря тёплому и влажному климату повсюду были настоящие заросли ежевики. В отличие от нашей местности, где это растение может лишь слегка уколоть нас при сборе ягод, там настоящая проблема. Шипы на ползучих стеблях были настолько большими и острыми, что без труда прокололи оба колеса моего велосипеда. Поэтому большую часть пути мне пришлось нести своего «железного коня» на своих плечах.
Постепенно дорога из каменистой стала преобразовываться в глинистую и практически непроходимую. А с наступлением темноты двигаться вперёд стало вообще невозможно. Я решил остановиться на ночлег. Главной задачей стал поиск воды, который усугублялся тем, что я совершенно не знал местность, а вокруг темно так, что ничего не видно даже на метр. Удача всё же улыбнулась мне, и во мраке абхазской ночи я наткнулся на искомое озеро Амткел. Вдали я увидел яркий огонёк и сначала решил, что там такой же заплутавший путник, как и я. Но совсем скоро понял, что это был свет звезды, отражающейся в озёрном зеркале. Только на рассвете я увидел озеро во всей красе.
Так, поставив ещё одну точку на карте своих путешествий, я возвратился домой.
Делясь своими планами на предстоящий год, Дмитрий напомнил о волшебном и затерянном мире с загадочным названием Тофалари, надёжно укрытом от случайных глаз в горной системе Восточного Саяна на юге Сибири. Теперь он хочет долететь туда на вертолёте – единственном транспорте, которым туда можно добраться, и спуститься вниз на лыжах. По его подсчётам, это порядка 250 километров так называемого «зимника», то есть снежной дороги.
– Зима там не очень суровая, – объясняет Дмитрий. – Всего-то в районе тридцати градусов мороза. Местные жители, с которыми я подружился в свой первый визит туда и поддерживаю добрые отношения до сих пор, тоже говорят, что моя затея вполне выполнима, и ничего страшного в ней нет.
Что ж, нам остаётся лишь пожелать Дмитрию удачи и ждать его очередного похода, из которого он возвратится с новыми впечатлениями и обязательно поделится ими с нашими читателями.

Сергей СПИКИН, наш корр.

Фото из архива Д. Седова

 

{"data":{"type":"initToParent","counterId":23721493,"hid":"768002663"},"__yminfo":"__yminfo:1701847120785:0.18782564299979554:0"}

Добавить комментарий

Войти с помощью: