С народной культурой с малых лет

Нынешний 2022 год в нашей стране объявлен Годом культурного наследия народов России. Тематический год проводится в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей РФ.
Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше начинается введение детей в мир народной культуры, тем лучше результат воспитания. И Год культурного наследия народов России – хороший повод для всестороннего изучения своих корней.
Разнообразные подходы к изучению вопросов сохранения традиционной культуры родного края в дошкольном периоде обсуждались на районном семинаре-практикуме, который состоялся 20 апреля на базе Муниципального детского сада №9 «Золотой ключик» г. Жирновска. Мероприятие организовано для воспитателей учреждений дошкольного образования и нацелено на то, чтобы обобщить знания и распространить передовой опыт педагогов в обозначенной тематике.
Открыла встречу методист Центра сопровождения образовательных организаций администрации Жирновского района С. В. Кузьмичёва.
Светлана Валентиновна рассказала, что проблема приобщения детей к истокам русской народной культуры является наиважнейшей.
– Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чём мечтали, говорили и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы
сегодня – значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности, – подчеркнула методист.
Далее заведующая детским садом М. Б. Косьяненко рассказала об актуальности этого направления в воспитательной работе, отметив, что прошлое, настоящее и будущее соединены в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа, и если эти скрепы рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития как отдельной личности, так общества в целом. Задача современной России – восстановить связующую нить.
У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное неповторимое место в цивилизации.
Старший воспитатель В. Н. Шароварова поделилась наработками коллектива детского сада в сфере деятельности по ознакомлению детей с народной культурой родного края, местными достопримечательностями и традициями. Для эффективного приобщения дошколят к истокам широко применяются инновационные технологии. Работа строится по нескольким направлениям: с детьми, с родителями, с педагогами, социальными партнёрами города. Созданная система формирования знаний о культурном наследии русского народа позволяет сформировать у воспитанников базовый интерес, помогает дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.
В практической части семинара воспитатели и специалисты ДОУ показали различные виды практик художественно-эстетической направленности с использованием форм, методов и средств обучения и воспитания с учётом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребёнка. Участники семинара посетили творческую мастерскую «Наш край родной» преподавателя изобразительной деятельности Е. А. Меньковой, занятие «Музыкальное наследие родного края» музыкального руководителя И. В. Онипченко, игротеку «Путешествие в прошлое» воспитателя Ю. Н. Кузьминой, совершили интерактивную экскурсию «Богатыри нашей Родины» с педагогом-психологом Н. В. Деревьевой.
В финале мероприятия педагоги состязались в интеллектуальной игре «Традиции и обычаи русского народа», на себе испробовав технологии введения воспитанников в народную культуру.
Подводя итоги насыщенного дня, участники сделали вывод о том, что приобщение детей к истокам русской народной культуры будет способствовать познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому, социально-коммуникативному развитию их личности. Приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует росту его духовности, которая лежит в основе человеческой культуры, проявляется на уровне межличностных отношений, чувств, нравственно-
патриотических позиций, определяет меру его общего развития.
М. НЕМИРОВСКАЯ, наш корр.
Фото автора

{"data":{"type":"initToParent","counterId":23721493,"hid":"768002663"},"__yminfo":"__yminfo:1701847120785:0.18782564299979554:0"}

Добавить комментарий

Войти с помощью: