Иван Мещеряков: смертельный бой между небом и землёй

В этом году наша страна отметила 73-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Победа над фашизмом была достигнута советским народом благодаря его несгибаемой воле, самоотдаче, смекалке и самопожертвованию. Особенно ярко это раскрывается в героях войны, которые совершили невероятные подвиги на полях сражений, защищая родную землю. Этих великих людей должен знать каждый, кто благодарен своим отцам и дедам за возможность жить в мире и спокойствии. Война с Германией нанесла огромный урон народному хозяйству, страна понесла миллионные потери людей. Непосредственно боевых действий на территории Жирновского района не велось, но жители нашего района принимали активное участие в освобождении страны от захватчиков. Более 8 тысяч жителей района сражались на фронтах, из них 1600 человек остались на поле битвы. Подвиги наших земляков на фронтах Великой Отечественной войны отмечены высокими правительственными наградами. Из пяти тысяч человек, награждённых орденами, десяти воинам присвоено звание Героя Советского Союза. Один из них – Иван Иванович Мещеряков, уроженец села Нижняя Добринка Камышинского уезда Саратовской губернии, лётчик-истребитель, гвардии капитан. За мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях, был удостоен самой высокой награды посмертно.
В Жирновском районном краеведческом музее хранится портрет героя, сделанный со старой фотографии. На снимке молодое открытое лицо, прямой, ясный и смелый взгляд, тёмные волосы строго зачёсаны назад. Ничто не говорит о том, что этому человеку уготована особая судьба – погибнуть в небесном бою, навсегда впечатав своё имя в историю.
Родился Иван Иванович 3 сентября 1908 года в крестьянской семье в небольшом доме, расположенном в северной части села из-за частых пожаров именуемой Гореловкой. Здесь прошли его детство и отрочество. Как пишут о герое-лётчике в своей книге, посвящённой землякам-нижнедобринцам, Александр Бусалаев и Игорь Цыкин: «Рос Иван целеустремлённым и не по годам смышлёным и рассудительным мальчишкой. Эти качества выделяли его среди сверстников. На улице за ним даже закрепилась кличка «Иван-мудрый». Взрослые тоже ценили подростка за его недетские качества и обращались к нему с почтением и по батюшке – Иван Иванович».
Юноша окончил семь классов в местной школе, отучился в ремесленном училище Сталинграда, а затем трудился на заводе, совмещая работу с учёбой в вечерней школе.
В 1930 году Мещеряков был призван для прохождения срочной службы в 12-й кавалерийский полк войск ОГПУ при СНК СССР.
После армии, в 1933 году, поступил на авиационное отделение Харьковского пограничного училища ОГПУ при СНК СССР имени
Ф. Э. Дзержинского, а годом ранее стал коммунистом. В 1938 году с отличием окончил отделение подготовки лётчиков и был оставлен в училище в качестве лётчика-
инструктора. Немногим позже поступил на службу в 1-ю отдельную авиаэскадрилью в Быкове на Украине.
Война застала молодого, но уже опытного пилота в составе
10-й авиационной эскадрильи погранвойск НКВД, которая базировалась на аэродроме Каролина под Гродно. Здесь же Иван получил боевое крещение. Неожиданно обрушившиеся на аэродром бомбовые удары немецких самолётов нанесли авиационному подразделению ощутимый урон, и в воздух смогло подняться лишь одно звено. Ведомая Мещеряковым тройка вступила в бой с шестью вражескими самолётами и уничтожила четыре боевые единицы противника. В короткой и жестокой схватке пали смертью храбрых несколько лётчиков-
пограничников. Сам Иван остался невредимым, показав беспримерное мужество, отвагу и мастерство.
«Решительный, смелый лётчик-истребитель. Дерзко вступает в бой с превосходящими силами противника, своим личным примером увлекает подчинённых в атаку», – было записано в личном деле капитана Мещерякова.
По мере отступления наших войск приходилось перебазироваться на полевые аэродромы. К осени эскадрилья, которой до определённого срока командовал Мещеряков, перебазировалась на временную базу, расположенную на дальних подступах к Москве, вступив в состав 129-го истребительного авиаполка. Расположение аэродрома давало возможность самолётам полка перехватывать вражеские группы ещё задолго до их подлёта к цели и завязывать воздушные бои за пределами столицы.
Однажды прохладным сентябрьским утром 1941 года капитана Мещерякова срочно вызвали в командный пункт. Встретивший его полковник сразу обозначил боевую задачу: большая группа немецких бомбардировщиков «Юнкерс-88» пыталась нанести удар по аэродрому Дугино в городе Ярцево Смоленской области, где базировались советские истребители и штурмовики, необходимо было предотвратить новые попытки и сбить самолёты противника. И исполняющий обязанности комэска, и комполка понимали, что встретиться с немецкими скоростными бомбардировщиками придётся трём оставшимся от эскадрильи в результате постоянных боевых операций самолётам, но решать эту нелёгкую задачу больше было некому. Так тридцатитрёхлетний Мещеряков, уже к тому времени налетавший тысячи километров и проведший не один авиабой, повёл своё звено в сторону врага.
И вот они, фашисты, идут чётким строем. «Ястребки» взмывают вверх. Лётчики Истомин и Чехов завязывают бой с двумя «мессершмитами». Мещеряков атакует замыкающую машину из группы «Юнкерсов». Только после третьей атаки стервятник задымил и пошёл вниз. Иван Иванович бросает свой самолёт на главный «Юнкерс». Поймав врага в прицел, нажал на гашетку, но пулемёт молчал –
кончились патроны. Лётчик принимает решение таранить врага. Он направил свой самолёт на неприятельскую машину. Раздался треск, от толчка заныло всё тело. «Юнкерс» камнем ринулся вниз. «Ястребок» перевернулся на спину, с минуту планировал и пошёл к земле. Мещеряков успел выброситься с парашютом.
В этот раз лишь отдельным «Юнкерсам» удалось прорваться к аэродрому и сбросить бомбы, которые разорвались на лётном поле, в лесу, неподалёку от стоянок штурмовиков и в районе полевых авторемонтных мастерских. В скоротечном воздушном бою многие лётчики сбили по одному бомбардировщику. Но не вернулся на аэродром заместитель командира эскадрильи. Тягостным было ожидание. Никто не верил, что Иван Иванович Мещеряков погиб. Уважали его, спокойного на земле, но грозного для врага в воздухе. И очень обрадовались сослуживцы, когда по телеграфу сообщили, что жив-здоров Иван и вылетел в полк. А через некоторое время самолично явился на базу, прилетев самолётом связи.
Воздушный таран – особый приём, который применяют лишь смелые и самоотверженные лётчики. Он требует виртуозного владения машиной, исключительной выдержки, железных нервов, решительности. Мещеряков доказал, что обладает этими качествами. В то же время он был общительным, душевным и никогда не унывающим товарищем, пользовался большим уважением всего личного состава.
Известие о подвиге капитана облетело весь Западный фронт. Об этом написала вся фронтовая пресса. Вскоре всеми признанному герою вручили первую боевую награду – орден Красного Знамени и назначили постоянным командиром эскадрильи.
В конце осени произошёл ещё один случай. Два звена эскадрильи прикрывали передний край. Звенья шли на разных высотах. Первое звено шло на высоте 2000 метров, а тройка вместе с Иваном Ивановичем летела с превышением на 500 метров над вторым звеном. На земле шёл бой. Лётчикам не слышны были звуки выстрелов, но вспышки огня, клубы дыма от разрывов артиллерийских снарядов и мин с высоты просматривались хорошо. Неожиданно командир группы заметил около двух десятков вражеских бомбардировщиков. Подобно жукам, коротконосые, тяжёлые, медленно двигались «Ю-88». Выше них, как осы, носились «мессеры». Численное превосходство на стороне фашистов, но это не испугало советских лётчиков, тем более, что перед вылетом был проигран вариант возможного неравного воздушного боя.
Мещеряков скомандовал по радио: «Атакуйте!» Шестёрка наших истребителей устремилась на двухмоторные военные самолёты. Ме-109 пытались преградить им путь, но были атакованы сверху тройкой истребителей. Небо прошили огненные нити трассирующих пуль. Развернулся серьёзный бой. Одна атака следовала за другой. Бомбардировщики настойчиво пытались пробиться к цели. В ходе очередного штурма нашим удалось сбить самолёт «ведущего». Строй бомбовозов распался. Немецкие лётчики стали поспешно сбрасывать снаряды на лес, чтобы облегчить свои самолёты. Кинулись врассыпную. Наши преследовали и атаковали их. Воздушная битва, начавшаяся над линией фронта, переместилась вглубь вражеских войск. На земле кое-где чёрными дымными кострами горели сбитые фашистские самолёты. Лётчики эскадрильи Мещерякова в этом противостоянии сбили три самолёта. А все девять наших истребителей вернулись на свой аэродром.
Ещё одну выволочку устроили русские лётчики противнику. 5 декабря, патрулируя в составе шести самолётов «ЛаГГ-3» в районе Ельни, группа Мещерякова встретила девять немецких самолётов, летевших в сторону Москвы. Внезапность удара решила исход схватки, в результате которой советские истребители сбили два бомбардировщика. С одним из них расправился Иван Иванович.
В ходе битвы за Москву к декабрю 1941 года гвардии капитан Иван Мещеряков совершил 135 боевых вылетов, участвовал в 15 воздушных боях, лично сбил 5 вражеских воздушных кораблей, один из них таранным ударом. Количество сбитых самолётов подтверждено оперативными сводками 47-й смешанной авиационной дивизии.
8 февраля 1942 года после выполнения боевого задания западнее села Денежное Калининской области командир эскадрильи Мещеряков не вернулся на свой аэродром. То, что произошло, восстанавливали потом по рассказам очевидцев и письменным документам.
Боевое задание на этот последний полёт предусматривало прикрытие выходящих из окружения боевых порядков войск Красной Армии. Вместе со своим ведомым лейтенантом Чеховым капитан Мещеряков вылетел в район Ржева. Их полёт проходил над прифронтовой полосой. Убедившись, что над лесом нет противника, Мещеряков направился к железнодорожной  станции «Ржев». Все пути на станции
были забиты эшелонами с немецкой техникой и цистернами с горючим. Пилот решил немедленно нанести удары по скоплению фашистских военных поездов и почти уже достиг цели, но что-то резко ударило по кабине. Мещеряков почувствовал, как кровь потекла по лицу и левая рука перестала слушаться.
Вражеский ас зашёл сзади незаметно. Когда Мещеряков его увидел, уже не было времени совершить сложный манёвр, но враг промахнулся. Начался затяжной бой. Немецкий лётчик несколько раз уходил от огня, атаковал, стараясь зайти в хвост, но русский
«ЛаГГ-3» не позволял ему этого сделать. Лишь когда у Мещерякова закончился боезапас, немецкий ас, поняв это, приблизился к его самолёту, чтобы не промахнуться.
Ловкий манёвр Мещерякова позволил резко вывернуть самолёт и настичь противника, таранив его в фюзеляж. Удар оказался столь серьёзным, что оба пилота сразу погибли, не успев выпрыгнуть с парашютом. Это был последний бой отважного лётчика…
Лейтенант Чехов видел страшную дуэль, но помочь своему командиру ничем не мог. Надеясь на чудо, он сопровождал до земли падающую машину товарища и надеялся, что вот-вот в небе появится купол парашюта. Но вопреки ожиданиям самолёт врезался в землю недалеко от станции.
5 мая 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР командиру эскадрильи гвардии капитану Мещерякову Ивану Ивановичу за образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, присвоено звание Героя Советского Союза.
И. И. Мещеряков также награждён орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды, медалью «За оборону Москвы». Всего за восемь месяцев своего военного пути героический лётчик совершил около 200 боевых вылетов, провёл более 20 воздушных боёв, в которых сбил лично 6 и в составе группы не менее 3 самолётов противника.
Подвиг о нашем земляке увековечен в памятниках, обелисках, и мемориальных досках. Именем Мещерякова названа улица в Волгограде, в начале улицы установлена мемориальная доска. Имя героя высечено на мемориале на аллее Героев, заложенной выпускниками Харьковского высшего военного авиационного училища лётчиков в городе Чугуеве Харьковской области Украины. Памятная табличка с именем И. И. Мещерякова закреплена на здании школы на его малой родине – в селе Нижняя Добринка Жирновского района. В музее Нижнедобринской школы бережно хранятся материалы и воспоминания односельчан о его годах жизни, а также грамота Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Ивану Ивановичу Мещерякову звания Героя Советского Союза.
О героях Великой Отечественной войны написано сотни книг и снято десятки фильмов, сложено немало песен. Создатели по-разному описывают страшные годы одной из самых жестоких войн в истории человечества, по-своему рисуют образы. Но цель у всех одна – показать современникам и будущим поколениям героизм и стойкость советского народа, раскрыть характер, заставить задуматься над смыслом жизни.
Память о лётчике Иване Мещерякове будет жить вечно в сердцах его земляков: жителей Нижней Добринки, Жирновского района и Волгоградской области. На него будут равняться все поколения россиян.
М. НЕМИРОВСКАЯ, наш корр. Фото из архива Мещеряковых.
Материал подготовлен в рамках проекта «Отечества достойные!»

{"data":{"type":"initToParent","counterId":23721493,"hid":"768002663"},"__yminfo":"__yminfo:1701847120785:0.18782564299979554:0"}

Добавить комментарий

Войти с помощью: